Несмотря на многочисленные усилия, управление людьми, организационная деятельность продолжают оставаться без достаточно эффективного научного обеспечения. По сравнению с управлением техническими системами здесь всё базируется больше на использовании интуиции, практического опыта и традиций, чем на науке. Именно поэтому пресловутый человеческий фактор так часто оказывается самым слабым звеном в любых сферах деятельности, приводящим не только к низкой эффективности труда, но и к бесчисленным трагическим событиям. Поезда сталкиваются, корабли тонут, а самолеты падают чаще от организационных первопричин, чем от технических. И это - не случайность. Проблема кроется в недостаточном научном обеспечении организационных систем.
Долгие годы за теоретическую основу разработки систем управления любого типа принималась в основном кибернетика. Надо признать, что в технике и технологиях она позволила добиться впечатляющих результатов. В то же время нельзя не отметить, что в сфере управления людьми, в совершенствования организации их деятельности кибернетика не добилась хоть отдаленно сопоставимых успехов.
Причина в том, что в области сотрудничества людей действуют совсем иные законы, чем в технических и технологических системах. То, что прекрасно моделирует движение ракет, машин или технологий, совершенно не соответствует законам сотрудничества людей. Здесь господствуют законы новой науки - теории организационной деятельности (ТОД) [1]. От кибернетики она отличается прежде всего тем, что в центре внимания находятся не технические параметры машин, механизмов или информационных потоков, а сугубо человеческие явления: формы взаимоотношений людей, их ответственность, желания и стремления во всей их сложности и разнообразии. Здесь учитываются такие факторы, как многообразие механизмов и способов сотрудничества, ответственность участников друг перед другом, уважение и доверие, опасения и страхи, огромная палитра желаний и целей, воля, творческое поведение и т.д. В отличие от традиционных, чисто информационных подходов в новой теории не игнорируются: принадлежность человека к обществу; наличие у него весомых социальных связей, общественных обязанностей и прав; присутствие собственных целей, воли, желаний, взглядов, представлений об окружающем и так далее. В ТОД рассматриваются модели механизмов сотрудничества людей, динамика развития форм этих взаимодействий.
Новая наука появилась в не исследованной ранее области знаний, на, так сказать, «терра инкогнита», находящейся между такими науками, как организация производства, социология, психология, философия, политэкономия, этика, кибернетика, культурология, экономическая история и ряд других. Объектом исследований в этой науке являются механизмы сотрудничества между людьми и связанная с этим область их ментальности.
Благодаря теории организационной деятельности появилась возможность более объективной оценки качественного уровня развития организации и соответственно более обоснованного дальнейшего её совершенствования по всем направлениям, системам и элементам.
Пора не только заниматься рационализацией информационных технологий, но в первую очередь - совершенствованием качества сотрудничества людей, повышением их делового потенциала, улучшением слаженности их взаимодействий, что пока не может нас удовлетворять.
В ТОД созданы методы более глубокой диагностики делового потенциала персонала и выявления резервов в этом вопросе. В качестве общедоступного примера можно сослаться на тест Г. Ваниева, длительное время функционирующий в Интернете [3]. На этом тесте базируется комплекс уникальных автоматизированных услуг по работе с кадрами руководителей и организаторов. Новые, более глубокие знания в рамках ТОД об отношениях сотрудничества, диагностика ментальности людей позволяют точнее, конкретнее формулировать и требования к воспитательной работе. Это особенно полезно сейчас, когда в обществе имеются существенные различия и путаница во взглядах на то, какими качествами должны обладать члены общества, современные работники. Новая теория позволяет решать эти вопросы без излишней патетики, на строго научной основе, яснее видеть то, что сегодня считается непонятным или необъяснимым в сфере функционирования организаций.
Возможность появления теории организационной деятельности обусловлена обнаружением закономерных связей и зависимостей между всеми основными элементами организации. Удалось даже наглядно разместить все основные элементы организаций в систематизированном, табличном виде, отражающем развитие их форм от самых элементарных до высших. Это показано в совершенно оригинальной работе [2], которая названа Атласом организационных систем.
Из-за отсутствия теории организационной деятельности многие важные аспекты управления людьми оказались как бы в тени от основного внимания разработчиков автоматизированных систем управления предприятиями и организациями, включая учебные заведения. К таким областям относятся следующие задачи: формирование коллектива; установление требуемых форм производственных отношений; побуждение работников к эффективной деятельности; регулярная оценка эффективности работы персонала; балансировка и гармонизация отношений между сотрудничающими и другие.
Эти очень важные задачи часто решаются недостаточно удовлетворительно. Управление людьми носит фрагментарный, несистемный характер. В организации деятельности людей сохраняются серьезные недостатки, которые большей частью, а то и полностью не осознаются их руководством. Эту проблему позволит решить освоение новой научной дисциплины – теории организационной деятельности.
Она требует к себе серьезного внимания. В ней содержится как огромный позитивный созидательный потенциал совершенствования организаций в любых сферах деятельности, так и понимание наличия и объективного нарастания серьезных опасностей в организационной сфере из-за быстро изменяющихся сегодня условий для сотрудничества людей.
В организации деятельности высших учебных заведений накопилось множество проблем, серьезно снижающих эффективность подготовки специалистов высокой квалификации. Многие из этих проблем вполне решаемы с помощью применения новой науки. Пока ещё большинство преобразований в этой сфере делаются без необходимого строго научного обоснования. Отсюда – масса ошибок, разногласий, потерь времени, снижение эффективности затрат на эту работу. Использование здесь теории организационной деятельности, по нашему мнению, резко повысит научность и эффективность мероприятий по совершенствованию высшей школы.
Новой наукой должны овладеть руководители и организаторы. Вполне логичным и обоснованным будет дополнение учебных планов вузов новой дисциплиной – теорией организационной деятельности. Учебным пособием на первое время вполне может послужить указанная выше работа [1], написанная в форме курса лекций.
Актуальность и универсальность тематики теории организационной деятельности делают целесообразным её широкое освоение и дальнейшее развитие в научных и исследовательских организациях, занимающихся вопросами совершенствования управления деятельностью людей. Полезной она будет и широкому кругу специалистов и руководителей всех сфер деятельности.