Драматические события весеннего бунта 2011 года в арабском мире явно носят системный характер. Одновременный взрыв возмущения почти во всех арабских странах, не объединенных ни одной политической организацией или внешним воздействием, не может быть случайностью. Напротив, это произошло абсолютно закономерно и назревало с роковой неотвратимостью. Основных причин три. Первая – обострение экономических трудностей в соответствующих странах. Вторая – господство авторитарной ментальности у арабского населения. Третья – разрушение авторитарных организаций под влиянием широкого использования современных средств связи.
Рассмотрим каждый из факторов в отдельности. Экономические трудности. Они вполне закономерны, поскольку явились следствием произошедшего мирового финансового и продовольственного кризиса. При недостаточно высоком уровне жизни даже его небольшое падение сказывается на населении очень болезненно. Но одного этого было бы совершенно недостаточно для столь сильных и повсеместных волнений в арабском мире.
Фундаментальную роль играет господство авторитарной ментальности. Дело в том, что авторитарный механизм и его ментальность предполагают вполне определенные зависимости и отношения между ведомыми и ведущими. Если ведомому плохо, если у него возникают проблемы, то, будучи институционально несамостоятельным, он естественно и традиционно обращает свои взоры и ожидания на лидера, главу, ища помощи в решении возникших проблем. Это происходит на всех уровнях - от семьи до лидеров наций.
Если при этом глава не может решить проблемы подчиненных, то они разочаровываются в нем, перестают ему верить, надеяться на его помощь и машинально начинают искать себе других авторитетов, вселяющих надежду. При этом старые сложившиеся отношения подчинения разрушаются, возникают новые, поначалу неформальные отношения и зависимости, новые лидеры. И если самые традиционные родственные, семейные, религиозные отношения при этом могут сохраняться как-то более надежно, то прочие общественные отношения переживают глубочайший кризис. Не оправдавшего надежды обожаемого лидера масса людей начинает ненавидеть, связывая с его образом все свои несчастья.
Очень драматичную роль могут играть в такой ситуации современные средства связи. С одной стороны, новые средства связи дают большую свободу распространению информации, способной подорвать авторитет руководителей. Но авторитет и уважение - это основа, фундамент авторитарной организации. Авторитет укрепляет её, а его падение разрушает.
В такой ситуации, мобильная связь в принципе способна работать и на укрепление авторитарных отношений, если она встроена в централизованную авторитарную информационную систему. Но если, скажем, по мобильным телефонам детям массово сообщают дискредитирующие сведения о родителях или преподавателях, то это будет разрушать их авторитет и соответствующую организацию. Однако если мобильная связь используется для контроля за учебой и использованием детьми свободного времени, то это может даже укреплять авторитарные отношения родителей и учителей с детьми.
Всё дело в характере использования средств связи. Они могут быть использованы и во зло, и на пользу. Поэтому принципиально важно управлять этими процессами. Информационное воздействие, осуществляемое на население с помощью традиционных собраний или во время богослужений, проповедей, по оперативности и убедительности обычно очень уступает гигантским объемам сообщений, передаваемых по мобильным телефонам между родственниками, друзьями и знакомыми.
Если сравнивать чувствительность к негативным информационным воздействиям, то авторитарный механизм оказывается более беззащитным, чем договорный, рыночный. При авторитарной ментальности люди более доверчивы и более внушаемы. Эту их слабость давно и часто используют многие для достижения своих целей.
Дело в том, что информационная система авторитарного механизма сотрудничества объективно нуждается в существенной изоляции от внешних источников. Она предпочитает вертикальные потоки (доклады и указания), а не горизонтальные (обмен сообщениями между членами сообщества, минуя вмешательство главы). Мобильные средства связи очень ускоряют и делают массовым прохождение сообщений, нежелательных для главы, дискредитирующих его. В таких условиях информационное влияние главы на своих подчиненных быстро падает и организационная система рушится.
Быстрое насыщение за последние годы арабского мира сотовой связью и Интернетом нарушило объективные требования авторитарных организаций по информационной изолированности. Массовая мобильная связь (преимущественно горизонтального характера) фактически способствует разрушению действующих авторитарных организаций.
Но именно на этом типе организаций в арабских странах сотни лет держится практически всё. Можно констатировать, что ментальная неготовность населения этих стран к массовому использованию мобильной связи очень способствовала возникновению беспорядков.
Извлекая уроки из этого, следует опасаться возникновения подобной проблемы среди нашей молодежи по тем же самым информационно-ментально-организационным причинам. Легко представить себе возникновение (даже случайное) какой-то напряженной ситуации в обществе по любой причине. Некие лица с помощью слухов, подтасовки фактов или псевдофактов осуществляют информационную диверсию, дезориентацию доверчивой, эмоциональной, идеологически незрелой, возбужденной молодежи. В такой ситуации очень близко до массовых волнений.
Волнения в арабском мире начались с самосожжения одного человека. Весть об этом событии разлетелась молниеносно и взорвала положение во многих странах, имеющих общий язык, культуру и общее информационное пространство. Конечно, важную роль сыграли и другие факторы. Целенаправленная информационная война была и идет. Но преуменьшать роль информационно-ментально-организационных факторов не стоит. Именно они стали детонатором, без которого восстаний скорее всего не произошло бы.
Таким образом, причины драматических событий в арабском мире очень глубоки и не столько являются следствием чьих-то изощренных козней или коварных планов, сколько результатом новых обстоятельств.
Резкая реакция стран НАТО на внезапные события в арабском мире – скорее всего проявление страха на нечто непонятное, стремление предотвратить нежелательный ход событий и попытка «оседлать» их, управлять ими. Исходя из сказанного выше, можно прогнозировать длительность волнений в арабском мире, поскольку ни одна из названных причин этих событий не исчезает. Сами волнения ещё больше ухудшают экономическую ситуацию в регионе, вряд ли коренным образом изменят ментальность основной массы населения и, конечно, не уменьшит влияние современных средств связи на события.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Где его искать? Правильны ли действия в этой связи европейских и североамериканских стран? Могут ли арабские события повлиять на положение в России и других странах постсоветского пространства? Это не праздные вопросы. По численности населения арабы и другие мусульмане занимают огромную долю в мире. Их судьба сильно сказывается на положении в других странах, особенно в Азии, Африке и Европе. В условиях глобализации никому невозможно спокойно отсидеться в стороне от бурных событий в этом мире.
Теория организационной деятельности, раскрывая закономерности развития любых организаций, помогает анализировать причины складывающихся ситуаций и делать прогнозы возможного развития событий.
Какие изменения следует ожидать в арабском мире? Понять это можно только с учетом важнейших культурных, религиозных и этнических особенностей каждой страны. Сначала о том, чего не может произойти в арабском мире в ближайшие 10-15 лет. Не может произойти критического ослабления исламских традиций в силу их большой глубины, распространенности, прочности и господства в культуре. Не произойдет и интеграция арабских стран, поскольку положение в них во всех аспектах очень разное. Не может произойти и кардинального внутреннего замирения в них ввиду сильного имущественного расслоения, конфессиональной и идеологической разобщенности.
Чего можно ожидать с большой степенью вероятности? Высоких цен на основное богатство арабских стран – нефть. Определенного влияния арабских стран на мировой рынок энергоносителей. Роста борьбы за влияние на арабские страны. Роста внутриполитической борьбы в арабских странах за власть. Роста экстремизма и нестабильности.
Установить иностранный контроль за положением в этих странах Западу не удастся в силу особой ментальности и культуры этих народов. Они очень болезненно воспринимают иностранное вмешательство. Шансы на прочное удержание власти в этих странах имеют только авторитарно-диктаторские режимы. Они, используя красивую, высокую идею, а также очень жесткий аппарат тотального контроля и принуждения, осуществляют популистскую политику. Такие режимы будут иметь наилучшие шансы на жизнь в ближайшие годы в арабском мире. Но далеко не факт, что они быстро всюду появятся.
Хотя для западных стран это лучший из всех возможных сценариев развития событий, они не готовы его принять в силу своих политических и идеологических комплексов. Предпринимаемые западными странами попытки навязать свой контроль за основными энергоресурсами в мире под флагом демократизации обречены на провал именно потому, что широкими массами это воспринимается как имперская алчная политика.
Пресловутая борьба Запада за права человека в развивающихся странах – поразительно циничное использование собственных лозунгов (для внутреннего потребления) при вмешательстве в чужие дела под благим предлогом и для подрыва стабильности в тех странах, в которых Запад имеет корыстные интересы.
В условиях глобализации арабам не остается ничего другого, кроме борьбы за контроль над своими минеральными ресурсами. У них нет иных весомых источников доходов, чтобы надежно прокормить и хотя бы минимально обеспечить быстро растущее население. Их трагедия в том, что их трудовые ресурсы по большей части неконкурентоспособны в сегодняшнем глобализованном мире. Современной промышленности обычно нет. Наука и образование слабы. Сельское хозяйство отсталое. Несколько лучше местами обстоит дело с туризмом. Он финансово помогает, но способствует возникновению недовольства своего населения собственным уровнем жизни. По-настоящему арабы могут опереться только на нефть и газ, да и то не во всех странах.
С учетом всего вышесказанного напрашивается вывод: арабские страны в ближайшее время не могут избавиться от нестабильности, тем более, если Запад будет вмешиваться в их дела грубо, как в Ливии. В этой связи обостряется проблема терроризма и использования им оружия массового поражения (ОМП).
Представим себе, что в один далеко не прекрасный день Аль-Каеда каким-то образом завладела оружием массового поражения и начала анонимно шантажировать им страны, обладающие ядерным оружием… Более опасную ситуацию трудно себе представить. Такая угроза столь весома, что никто не позволит её долго сохранять. Могут начаться не только полицейские акции, но и военные действия неограниченного масштаба и драматизма, сопоставимые с мировой ядерной войной.
Очевидно, что, несмотря на разнонаправленность действий многочисленных противоречивых сил в арабских странах, социально-политические подвижки объективно должны происходить в направлении постепенного развития рыночных отношений. Это очень болезненно, но абсолютно неизбежно. Это действие объективных, неумолимых законов ТОД.
Вряд ли стоит ожидать скорого преобладания классических форм гражданского общества в этих странах. Скорее всего в них возникнут, да уже и существуют, причудливые варианты общественного устройства, сочетающие в себе местные традиции, националистические мотивы и идеи примитивного социализма, допускающие ограниченное, зависимое предпринимательство.
Во главе общественных движений могут находиться религиозные лидеры, военные диктаторы, национальные герои или монархи. Учитывая, что иное правление в этих странах пока в основном невозможно, то другим странам следует относиться к таким режимам с пониманием и уважением, но только при одном условии: все они должны принципиально отказаться от обладания ОМП и поддержки международного терроризма. В противном случае придется, так или иначе, предпринимать превентивные меры нейтрализующего характера. В любом случае предпосылки для существования экстремизма в этих странах будут присутствовать ещё долго. За один - два года их не искоренить. Стабильность в этот регион придется привносить извне. Но это требует очень тонкой, согласованной, филигранной политики ведущих мировых держав, исключающей обострения соперничества между собой.
Самой стабилизирующей мерой для арабского мира может стать массированная помощь им со стороны развитых стран в сфере просвещения и культурного развития, подготовке специалистов, организации современных производств и развитии инфраструктуры.
Между прочим, население стран Восточной Европы, СНГ ментально ближе к арабам, чем жители Западной Европы. Поэтому нашим странам легче сотрудничать с арабами, чем, скажем, североамериканцам или немцам. Не случайно к нашим людям в этих странах население традиционно относится несколько лучше, чем, скажем, к американцам.
Если же экономики арабских стран оставить в состоянии свободной конкуренции на мировом рынке, то нестабильность региона только возрастет. Необходим своего рода «план Маршалла» для возрождения Ближнего Востока.
Волнения в арабском мире – проявление системного кризиса. Эти события, подобно взрыву, мгновенно подняли миллионы людей на активные действия. Такое невозможно из-за одной очевидной причины. Это результат действия нескольких очень весомых факторов.
При сугубо авторитарной ментальности человеку нужна вера не только в бога, но и в своих руководителей, требуется ощущение причастности к некоторой общности, как гарантии своей безопасности. Это нужно как психический баланс, как духовная потребность. Если один авторитет теряет уважение, то машинально ищут другой – свою моральную и психологическую опору.
Вообще при авторитарной ментальности духовные составляющие (вера, надежда, любовь, доверие, опека, соучастие, солидарность) играют очень важную роль, поскольку этот механизм не индивидуалистский, а коллективистский, нуждающийся в осознании общности судьбы, целей и действий. В таком обществе существуют общие радости и общие горести. Поэтому несчастье соплеменника во многом воспринимается как своё. И это очень сплачивает членов общества.
Когда Наполеон в 1812 году двинулся на Россию, он, в принципе, всё правильно рассчитал и предвидел в части правящего класса России, но не учел именно фактор господства общинной ментальности, коллективистской морали, который во Франции уже не мог быть столь сильным, поскольку имевшиеся там довольно развитые буржуазные, рыночные отношения придавали обществу более индивидуалистский характер. Представления о ментальности народа России у Наполеона были глубоко ошибочными. Россия оказалась совсем иной, а потому неожиданной стала для него реакция народа на внешнюю агрессию. Это сыграло решающую роль для результатов военной кампании.
Сегодняшнее недовольство в арабском мире – это, прежде всего, многофакторный социально-психологический феномен. Восставших не удовлетворяет всё, кроме собственных взглядов, традиций и желаний. Почему так получилось? Потому что они получают сегодня гораздо больше информации, чем это приемлемо для объективных норм авторитарной системы отношений.
Когда лицо с авторитарной ментальностью попадает в не удовлетворяющую его ситуацию, то оно всегда связывает это с ошибками руководителей. И в таких случаях, естественно, обращается к ним с недовольством.
Ситуация в арабском мире имеет много причин. Обслуживание богатых туристов и материальная зависимость от чужаков очень болезненно воспринимаются при авторитарной ментальности. В ней ведь главное не деньги, а статус, уважение. Поэтому удовлетворение от полученных среднестатистическим арабом денег за обслуживание «неверных» слабее его недовольства своим низким, по его мнению, обслуживающим положением, ощущением зависимости от чужаков-туристов. Это серьезная социально-психологическая проблема.
Недовольство усугубляется тем, что материальные преимущества получают не самые правоверные мусульмане, а те, кто больше ориентирован на золотого тельца и ведет неправедную жизнь. Для тех, кто прозябает в бедности, это очень острая моральная проблема. И если у нас подобное обычно становится лишь источником молчаливой зависти, то при господствующей в арабском мире ментальности это - причина возмущения, недовольства и коллективной действенной ненависти.