Теория организационной деятельности (ТОД), как это часто бывает с новыми науками, своим появлением создает условия возникновения новых средств борьбы. Неискушенные люди, столкнувшись с этим явлением, могут его не понять, не осознавать фактов его присутствия. Речь идет об организационных средствах борьбы (ОСБ), осознанных или не вполне осознанных.
Чтобы понять сущность этих средств борьбы, следует знать теорию организационной деятельности. Её основы изложены мною в книге [1]. Вкратце попытаюсь изложить суть вопроса. Теория организационной деятельности изучает объективные законы любых организаций, различая их прежде всего по главному признаку – степени совершенства. ТОД доказывает, что существует 6 качественно разных типов организаций, отражающих 6 последовательных этапов в их развитии. Соответственно существует 6 разных механизмов сотрудничества, принципиально отличающихся друг от друга по характеру и составу элементов.
В ТОД детально изучены эти элементы, их функции и значение для эффективного действия соответствующих организаций. Но эти же знания позволяют не только укреплять организацию, но и подрывать её, если знание особенностей механизмов сотрудничества использовать не для укрепления организации, а для её ослабления.
Так, например, для ослабления авторитарного механизма сотрудничества надо:
В результате осуществления одной из таких мер, тем более их комплекса, авторитарная система разрушается изнутри. При этом организатор этого разрушения может, не засветившись, внешне играть роль искреннего друга или честного партнера. Дело в том, что любая из таких мер может выступать в качестве обычной ошибки, столь часто допускаемой участниками авторитарных систем.
Увидеть пример последствий от таких организационных мероприятий можно на опыте деятельности Горбачева М.С., оказавшегося во главе Политбюро ЦК КПСС, т.е. на вершине авторитарной пирамиды. С его помощью, умышленно или не умышленно, осуществлены два первых пункта из приведенного перечня. Эффект – потрясающий! Без признаков существенного внешнего вмешательства, как бы естественным образом разваливается гигантская страна и все её основные системы управления: государственная администрация, армия, промышленность, наука и так далее.
Я не обладаю всей необходимой информацией, чтобы утверждать, что Горбачев М.С. действительно сыграл отведенную ему роль в четко спланированной кем-то операции с использованием организационных форм борьбы. Но утверждаю, что осуществленные в период его правления официальные мероприятия вполне соответствуют характерным актам организационной борьбы.
Рассмотрим другой пример, который тоже происходит у всех на глазах. Причем, при явной неслучайности происходящего никто не может указать на организатора. Его не видно.
Речь идет о последних событиях в арабском мире. Внезапно сразу в нескольких странах вспыхнули восстания. Подготовить и осуществить такую масштабную операцию незаметно практически невозможно, если использовать традиционные методы (массовую враждебную пропаганду, убийство политических деятелей, экономическую блокаду, военные угрозы, как это делалось, скажем, против Кубы). Но если освоить и скрытно использовать меры организационной борьбы, то это вполне возможно.
Поскольку в арабском мире в основных организационных системах преобладают авторитарно-принудительные механизмы сотрудничества, то в соответствии с объективными законами ТОД для их подрыва, например, требовались:
Эти процессы, очевидно, и происходят в арабском мире. Распространение мобильных, общедоступных средств связи в этих странах нарушает объективные требования авторитарно-принудительной организации по изолированности информационных потоков и преобладания вертикальных. Это очень важные, фундаментальные свойства таких организаций. Если информационная система авторитарной организации нарушена, то она начинает разрушаться изнутри! Когда система находится в неустойчивом состоянии, то достаточно даже небольшого импульса, толчка, как вдруг начинают происходить титанические изменения, как это произошло в арабских странах.
Я не исключаю, что происходящее в арабском мире вовсе не чья-то злонамеренная организационная борьба, а естественный ход событий, отражающий объективные процессы. Однако происходящее, по крайней мере, дает пищу для размышлений о потрясающих возможностях организационной борьбы, если это оружие XXI века берется кем-то на вооружение. Когда система находится в неустойчивом состоянии, то бывает достаточно самого слабого толчка, как она разрушается, как колосс на глиняных ногах.
Поучительны масштабы катастроф, незаметность их подготовки и осуществления: никакого военного нападения, минимум открытых противостояний, естественность происходящих событий, их видимая демократичность, добровольное и искреннее участие во всем самих граждан. Комар носу не подточит! Но каков результат! Развал огромной страны или хаос во множестве стран сразу. Такие последствия в прошлом случались лишь от мировых войн, да и то далеко не во всех странах.
Все мы привыкли к традиционным, довольно бесхитростным средствам борьбы. Но организационные средства могут быть столь изощренно завуалированы, что их смело применяют даже против собственных союзников. Примеры опять демонстрируют всё те же США. По размерам своего военного бюджета эта страна превосходит всех своих союзников вмести взятых. Однако свои агрессии последних лет осуществляет с их участием и только там, где это выгодно США, но зачастую невыгодно или гораздо менее выгодно их союзникам. Что это, случайность или отражение скрытной организационной борьбы? Втягивание союзников в локальные войны осуществляется под благовидными лозунгами борьбы за общую безопасность и противостояние терроризму. Но почему-то от таких военных и экономических санкций выигрывают в основном лишь США, а союзники получают только дополнительные проблемы.
Это вполне соответствует приемам и тактике организационной борьбы. Впрочем, даже в рамках договорных механизмов США весьма поднаторели в получении односторонней выгоды. Всё это должно насторожить остальной мир по отношению к США.
Таким образом, теория организационной деятельности, оказывается, в принципе может использоваться и для разрушения, для борьбы, для осуществления тайных целей. При этом надо отметить, что общество ещё не выработало официально признанных мер противостояния этому виду борьбы, ни юридических, ни организационных, ни информационных, ни политических. Этой работой следует заняться в срочном порядке.