КАК ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ»
Бытующее выражение «социально зрелый человек» - понятийно используется не вполне четко. Под этим примерно подразумевают, что данный индивид прошел социализацию и духовно соответствует цивилизованной части общества.
В теории организационной деятельности понятие «социальная зрелость» может формулироваться значительно более точно, поскольку здесь имеются измерители степени социального развития ментальности индивида, оцениваются уровни принимаемых норм поведения, измеряемых по соответствующей шкале развития. В принципе, конкретные трактовки и нюансы понятия «социальная зрелость» могут быть разными, отражающими различные аспекты рассмотрения характера ментальности. В настоящей работе мною используются три взаимодополняющих трактовки этого понятия. Одна рассматривает социальную зрелость через параметры ядра ментальности (см. термин в теме 5) - позиции левого и правого его краев, а также минимума его площади на графике. Вторая трактовка предполагает использование показателя актуальной ментальности (АМ) – позиции наиболее высокой (средней, сглаженной точки кривой графика) оценки на кривой ядра ментальности. И, наконец, третий подход предполагает рассмотрение всего графика ментальности, включая не только параметры «суши», но и «воды», поскольку ментальность характеризуют не только положительные, но и отрицательные оценки пословиц. Причем отрицательные оценки часто не менее важны для характеристики индивида, чем положительные. Последний подход - наиболее комплексный и объективный, но технически более сложный, неудобный для частого использования. По нему затруднительно кратко характеризовать уровень социальной зрелости. Поэтому я чаще использую вторую трактовку - АМ, но допускаю и другие подходы к определению социальной зрелости.
Упрощенно можно сказать, что социальная зрелость - это степень развития гражданского самосознания индивида, степень его развития как члена общества. В организационной деятельности понятие «степень социальной зрелости» позволяет характеризовать индивида в плане внутренней готовности участия в сотрудничестве (согласовательной деятельности) разной степени совершенства форм его развития. Чем выше социальная зрелость, тем в более совершенных формах сотрудничества индивид может эффективно участвовать.
Оценивать социальную зрелость следует очень осторожно. Нельзя делать окончательного заключения о социальной зрелости индивида по результатам одного случайного тестирования. Ментальность достаточно подвижное психическое образование, чтобы по одному графику сразу делать далеко идущие выводы. Повторные тестирования одного и того же субъекта, проведенные в разных условиях, через часы, дни или недели, позволяют более объективно и комплексно рассмотреть характер ментальности, точнее определить уровень социальной зрелости.
Это особенно важно помнить, рассматривая ментальность молодых, не вполне социально сформировавшихся людей. Их психика не только более подвижна, но и более пластична, и поэтому ментальность (настрой) может изменяться в достаточно широких пределах. У таких лиц обычно наблюдаются существенные смены настроения, нестабильность отношений с окружающими, быстрые изменения в оценке одного и того же явления, частое обнаружение и осознание своих ошибок, резкие изменения самооценок и даже психологические кризисы.
Поэтому о социальной зрелости индивида следует судить как минимум по результатам объединения данных нескольких тестирований, а ещё правильнее – по результатам тщательного анализа данных нескольких тестирований с учетом внешних обстоятельств и внутреннего настроя индивида.
Здесь имеется очевидное противоречие. С одной стороны, мы понимаем нестабильность, подвижность ментальности, случайность величин её параметров, а с другой - по этим параметрам пытаемся делать выводы о характере ментальности индивида, как будто она неизменна. Противоречия не будет, если исходить из понимания пластичности психики, её приспособляемости к изменяющимся условиям и задачам.
ЗАЧЕМ НУЖНО ПОВЫШАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ЗРЕЛОСТЬ
Исторически ментальность людей развивалась, повышалась вслед за использованием более совершенных механизмов сотрудничества. Сначала по тем или иным причинам изменяются условия бытия и появляется настоятельная потребность в решении более сложной задачи (или той же задачи, но в более сложных условиях), которая в рамках старых организационных форм эффективно не решается. Это вызывает необходимость использования более совершенной организации, т.е. более совершенного механизма сотрудничества.
Регулярное его использование оставляет след в ментальности участников. Она постепенно развивается, вырастая до уровня используемого нового механизма сотрудничества.
Чем выше уровень развития ментальности индивида, тем в более совершенном механизме сотрудничества он может участвовать. Это – исторический путь человечества к решению более сложных задач. Решая более сложные задачи, человек развивается и сам, а более высокое развитие его ментальности позволяет в дальнейшем легче решать и более сложные задачи.
Это происходит не только с человечеством или обществом, но и с индивидом. Причем с индивидом это ещё более наглядно. Чаще всего бывает так, что уровень развития ментальности конкретного индивида несколько отстает от уровня механизмов сотрудничества, в которых он официально участвует во время трудовой деятельности. Поэтому со временем у него обычно несколько вырастает социальная зрелость. Это – типично естественный процесс социального развития члена общества.
Всё бы хорошо, но этот процесс протекает очень медленно. Начиная свою трудовую деятельность, индивид должен сначала как-то адаптироваться к официальной форме производственных отношений. Его ментальность еще не соответствует им, но он старается приспособиться, соответствовать ожиданиям, обращенным к нему. Если вокруг работают зрелые люди и опытные руководители, то они опекают его, помогают быстрее понять и принять используемые формы отношений. Так индивид накапливает опыт отношений, появляются стереотипы, привычки и навыки взаимодействия, постепенно формируются и более совершенные взаимоотношения, происходят соответствующие изменения в ментальности.
РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание детей до уровня, признаваемого в обществе как социально зрелого, с разной степенью успеха осуществляется повсеместно. Если взглянуть на этот процесс через призму теории организационной деятельности, то его надо признать обычным, традиционным развитием ментальности от простейших форм до уровня, господствующего в данном обществе в среде дееспособных лиц. Таким образом, воспитание – это по сути своей развитие и формирование ментальности от простейших, примитивных форм до более совершенных, необходимых для нормальной, типичной жизни в окружающем социуме.
К сожалению, такого понимания процесса воспитания сейчас нет. Педагоги и воспитатели обычно относятся к процессу воспитания не как к сложному, диалектическому процессу развития ментальности индивида, а как к некоторому навязыванию детям определенных норм поведения. Такой подход подобен попыткам механической загрузки в головы детей норм поведения, как в какой-нибудь бункер.
При этом детям оставляется лишь одна функция – запомнить это и выполнять. Такой подход – глубокое заблуждение и непонимание сути воспитательного процесса, сведение его к самым примитивным авторитарным методам. Возможности у такого подхода очень ограничены, что подтверждает сама жизнь, фактические результаты деятельности детских учреждений.
Теория организационной деятельности подсказывает, что средства воспитательного воздействия должны изменяться вместе с развитием ментальности воспитуемого. При этом первым, исходным средством воспитательных воздействий является выработка привычек и стереотипов машинальных действий. Это происходит в диапазоне развития ментальности от 1 до 9 ус (см. черный цвет на рисунке 1). Вторым средством воспитательных воздействий является принуждение. Оно используется в процессе развития от 1 до 19 ус (см. там же красный цвет) и преобладает в диапазоне 5-15 ус, достигая максимума на уровне 10 ус. Следующим воспитательным средством по мере развития ментальности является выработка уважения к
Таблица 8.
Важнейшие составляющие этапов развития и формирования ментальности
Авторитарный МС |
Цели воспитания – формирование: |
законопослуш- ных, предпри-имчивых, компромиссных |
Сигналы, показ действий, подражательные инстинкты |
Обсуждение, аргументы, доказатель- ства |
Вера в неодолимость господствующей силы |
Полное знание и любовь к ближнему |
Начальству виднее
|
Главные воспитательные средства |
Участие в договорах и судебных спорах |
Логика мышления и зрелое окруже-ние |
старшим и следования их указаниям. Оно используется в воспитательном процессе в диапазоне роста ментальности от 11 до 29 ус, достигая максимума на уровне 20 ус. При этом каждый следующий шаг в развитии опирается на предыдущий.
Цели и методы воспитания на основных этапах развития личности приведены в таблице 8. Она иллюстрирует закономерные этапы, через которые проходит развитие ментальности, последовательность процесса социального созревания. Эти этапы – не кирпичи, каждый из которых можно произвольно переставлять или игнорировать. Между ними существует строгая логика последовательности развития, показанной на рисунке 49.
Так, например, нельзя игнорировать этап машинального типа ментальности. Первым этапом воспитания маленьких детей может и должно быть приучение быть, как все. Иное – недопустимо, ибо произойдет принципиальная воспитательная ошибка. Развития ментальности не будет.
Логически следующим этапом может быть только формирование элементов принудительной ментальности: осознание ребенком весомости силы, существующей над ним, необходимости
считаться с нею, стремление к повышению собственной силы, к достижению с её помощью своих целей, к способности успешно защищаться от опасностей.
Это - самое главное, что может понять и принять малыш в этом возрасте. Для маленького человечка в окружении больших и сильных людей вполне логично подчиняться превосходящей, строгой силе. Это гораздо безопасней, чем попытки бороться с более сильными. Страх в этот период господствует в психике и поведении. За время длительного опыта силовых отношений постепенно возникает понимание того, что любая сила не абсолютна и не всегда враждебна. Часто находятся способы приспособления к ней или преодоления. И в дальнейшем развитии личности роль силы теряет своё сверхмагическое воздействие. К тому же принудительные отношения неприятны и изнурительны. Лица слабые или обреченные быть более слабыми не любят господство силы, но на определенном этапе своего развития вынуждены постоянно на неё ориентироваться.
Со временем ребенок осознает, что рядом далеко не враги. Родители и родственники о нем заботятся, оберегают, защищают, помогают. Благодаря этому у ребенка появляется осознание защищенности, благодарные чувства и любовь к родным, желание опеки с их стороны. Так возникают элементы авторитарных отношений и соответствующей ментальности. Вначале любовь к старшим замешана ещё на страхе, покорности, но со временем появляются доверие, вера
в родителей, уважение, почитание, любовь, благодарность за опеку, родственные чувства. Это значительно более сложные отношения, чем страх, но без него они не появились бы.
Авторитарные отношения – это огромный мир, формирующийся под влиянием конкретных личностей. Если личность значительная, позитивная, понятная детям, то она способна творить чудеса в воспитательном процессе. Такую личность уважают, её любят, ей подражают, с неё берут пример, её слушаются, ей верят, за ней идут. Это всё создает прекрасные возможности для эффективного воспитательного воздействия.
Если руководители по своим способностям значительно превосходят ведомый ими контингент и несут в себе массу позитивной энергии, то это почти идеальный вариант для эффективного воспитательного процесса. В такой ситуации не только решается множество учебных задач, но и идет достаточно интенсивное профессиональное и духовное развитие членов коллектива.
В результате происходит пересмотр системы ценностей, принципов жизни, понятий справедливости в сторону норм договорного типа ментальности. Он непосредственно вырастает из авторитарного типа. Этот пересмотр взглядов у разных людей происходит в разное время. У одних это происходит в 20-25 лет, у других в 26-36 лет, а у третьих может и вовсе не произойти до конца жизни. Всё зависит от конкретных условий жизни, опыта и интеллекта личности.
Может быть, для ускорения социального созревания надо делать китайский скачок, например, из принудительного этапа сразу перескочить в договорной, минуя авторитарный? Мол, зачем его осваивать, если потом в процессе развития всё равно от него придется отойти.
Это очень ошибочное мнение. Дело в том, что перескоки здесь не возможны, точно так же, как в развитии растительного или животного организма. Каждый этап вырастает из предыдущего. Это – естественный процесс с глубокой логикой и обусловленностью. Попытка перескочить через авторитарный этап развития невозможна уже даже потому, что в договорной ментальности не
обойтись без уважения и доверия к личности, которые впервые формируются и широко используются в авторитарных отношениях. Если индивид не научился никого уважать и в каждом видит только врага, то он просто не сможет усвоить договорные отношения, где уважение к
личности, её правам и интересам должно быть на большой высоте. Попытка создания договорных
Рис. 49.
отношений без уважения к личности - абсурдна. Точно так же невозможна коллегиальность без освоения договорной базы отношений, без договорного закрепления коллегиальных процедур. Каждый этап развития ментальности абсолютно необходим для нормального хода воспитательного процесса. Должна обязательно соблюдаться естественная, поэтапная последовательность социального созревания (машинальный - принудительный – авторитарный – договорный – коллегиальный - саможеланный).
Поэтому на каждом этапе воспитания следует ставить соответствующие цели, естественно вытекающие из достигнутого уровня развития и объективно требуемого очередного шага. В таблице 7 приведены цели и средства воспитания на каждом этапе роста ментальности, а также духовные опоры каждого из этапов. Нельзя освоить авторитарную ментальность, если никогда ни в кого не верил, никому не подчинялся и не питал надежд. Это всё надо пропустить через себя, переварить логически и пережить эмоционально, накопив соответствующий духовный опыт.
Показанные выше таблица 8 и рисунок 49 – лишь упрощенные схемы. Не следует думать, что именно такие дискретные ступени в количестве шести штук возможны и не существует между ними промежуточных рубежей. В реальности процесс социального созревания достаточно плавный, по крайней мере, промежуточных этапов между названными ступенями может быть много. Всё весьма индивидуально. Но последовательность качественных изменений, направление развития ментальности здесь указаны абсолютно точно.
Из сказанного вытекает, что по большому счету роль воспитателя не должна сводиться к механическому вдалбливанию тех или иных норм поведения либо взглядов всем воспитуемым подряд. Напротив, требуется вести каждого индивидуально от одного рубежа развития ментальности к другому. Это огромный, тернистый путь духовного становления ребенка, с личными этическими открытиями, эмоциональными кризисами, разочарованиями, озарениями и находками. Воспитание, по сути, это пропускание через душу развивающегося уже прошедшей в обществе исторической последовательности социального развития.
До уровня в 25 ус (середина шкалы) развитие ментальности может опираться на традиционные общеизвестные формы, широко используемые родителями, воспитателями и учителями. В них ведущую роль играет непосредственное воздействие воспитателя на воспитываемых: личный пример, привитие полезных навыков и привычек, внушение, угрозы, наказания, призывы, поощрение, привитие преклонения определенным авторитетам, идеям и т.д. Воспитание на этих уровнях основывается не столько на логике и науке, сколько на житейском опыте, на показе образцов поведения, на демонстрации собственного отношения к окружающему, на вере, чувствах и привычках. Использование научных знаний в качестве доказательств здесь практически бесполезно вследствие совершенно иного способа мышления, оценок и принятия решений. На низких уровнях развития ментальности научные выкладки кажутся слушателям скучными и оторванными от жизни.
Развитие же ментальности на уровнях выше 25 ус требуют уже не угроз и призывов, а гораздо более сложных воздействий: передачу опыта цивилизованных отношений, знаний принципов рыночного, гражданского общества, совместный анализ или разбор поучительных ситуаций и т.д. В первую очередь здесь надо передать воспитуемым правовые и экономические знания, помочь освоить достаточный опыт договорного сотрудничества, соблюдения законов и правил. Нужно доказывать справедливость новой морали и норм поведения. На этом этапе очень важно прививать и самостоятельность. При освоении коллегиального сотрудничества ещё больше необходимо опираться на теорию и современные знания. Здесь воспитание уже должно использовать научные факты, аргументы, анализ и строгую логику. Это – нормальные методы повышения социальной зрелости на этих уровнях.
Когда же делают попытки использовать этот инструментарий в воспитании лиц, имеющих лишь авторитарную или ещё более низкую ментальность, то обычно из этого ничего не получается. Не та ментальная почва, не те алгоритмы мышления, не те стереотипы и навыки! При авторитарном уровне ментальности отсутствует способность строго объективного рассмотрения отношений между людьми. Здесь очень большая субъективность, предвзятость мнений и неспособность всегда делать логически выверенные выводы. Нет привычки к достаточной объективности и глубине и строгой обоснованности в суждениях.
Так, например, если субъект А всегда делает хорошее субъекту Б, то последний искренне считает первого хорошим человеком, не рассматривая всего прочего в поведении субъекта А. Между тем, субъект А при этом может многими другими небезосновательно считаться негодяем.
Авторитарный субъективизм порождает необъективность, предвзятость, отсутствие самокритичности в суждениях. Вопреки логике морали при авторитарной ментальности неправомерно поддерживают своих друзей, сторонников и товарищей даже в тех случаях, когда они совершили недостойные поступки или даже преступления.
Если традиционные методы воспитания или стихийного формирования конкретной личности до её взрослого состояния не смогли обеспечить развития социальной зрелости до уровня примерно в 25 ус, то попытки дальнейшего его развития на основе изучения теоретического материала становятся весьма проблематичным. Дело в том, что при низких уровнях ментальности алгоритмы мышления довольно примитивны. Строгая, научная логика отсутствует. Личность обычно не имеет твердых навыков критичного, строго научного, логического мышления. Как правило, она довольствуется субъективно удобными, лично выгодными оправданиями собственного поведения, а любые контраргументы не способны конструктивно повлиять на оценки и выводы.
Для таких лиц, например, важны не столько сами приводимые аргументы, сколько статус лица их высказывающий. То есть, для них не очень важна суть обсуждаемого вопроса, но принципиально важен статусный уровень участников. Поэтому они не столько озабочены правильностью доказательств и логикой аргументов, сколько бывают «загипнотизированы» должностью говорящего. Аргументы авторитетов принимаются некритично, а аргументы лиц, не обладающих высоким статусом, обычно отвергаются ими без всякого обоснования или с любым обоснованием.
При таком уровне ментальности всякий чужой человек воспринимается с подозрением, без доверия и даже враждебно. Уже поэтому его аргументы окажутся неэффективными. Классические формы обучения или доказательств с научным изложением преимуществ более совершенных норм взаимоотношений, морали и поведения окажутся беспомощными.
Нашим образовательным учреждениям никто не устанавливает норм на уровни развития ментальности или социальной зрелости их воспитанников к моменту выпуска или на какие-то иные временные рубежи. Таких норм нет. Если и используются какие-то воспитательные установки, то в основном очень абстрактно. Большой недостаток - отсутствие инструментария для достаточно достоверной оценки степени воспитанности.
Между тем, было бы весьма полезно устанавливать такие нормы. В таком случае воспитательная работа получила бы конкретные цели и задачи, а её результаты можно было бы обоснованно оценивать. Например, ориентиром требуемого минимального уровня социальной зрелости, «актуального уровня развития ментальности», для выпускников ВУЗов можно было бы установить в 25 ус.
Этот уровень уже дает определенный шанс общаться с человеком на языке научных аргументов, строгих доказательств и логических выводов, осуществлять дальнейшее развитие ментальности с использованием научных форм доказательств.
Эти выводы сделаны мною на основании собственного опыта искусственного повышения уровня зрелости нескольких лиц, с которыми в разное время проводились мною индивидуальные и групповые занятия для повышения уровня социальной зрелости. Тем, у кого на момент начала занятий ядро ментальности было существенно ниже 25 ус и не было «суши» на более высоких уровнях, занятия не помогли существенно повысить уровень социальной зрелости. У всех же остальных без исключения произошел значительный прогресс в повышении социальной зрелости в период занятий и через некоторое время по их окончанию. Возможно, этот опыт недостаточен для далеко идущих выводов, но и он полезен.
Таким образом, первые три ступени развития ментальности (машинальная, принудительная и авторитарная) могут осваиваться во многом стихийно, в процессе использования традиционных форм воспитания. Последующие же ступени – освоение договорного и коллегиального механизмов – традиционным средствам воспитания не под силу. Для этого нужны новые средства повышения социальной зрелости – теоретическое осмысление, научные аргументы и практический опыт новых отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
Обладая глубоким пониманием характера ментальности на каждом участке шкалы её развития, теория организационной деятельности позволяет сформулировать важнейшие элементы содержания воспитания на каждой стадии развития индивида.
Как уже говорилось, машинальное сотрудничество осваивается ребенком путем подражания старшим, многократными повторами необходимых действий, выработкой нужных навыков и правильных реакций на сигналы. При этом воспитатели должны показывать пример действий, давать нужные сигналы и корректировать движения, если они у ребенка неправильны, пока не сформируется устойчивый навык.
На этапе формирования ментальности принудительного типа индивид (обычно это ребенок) должен, во-первых, усвоить то, что существует иерархия силы, которую невозможно игнорировать. Следует выработать реакцию послушания превосходящей силе. Во-вторых, он должен научиться отличать сильных от слабых и достаточно объективно оценивать свои силы по сравнению с силой других лиц. В-третьих, в этот период у него должно появиться желание стать сильнее, чтобы не каждый мог его легко обидеть. В-четвертых, освоив вышеназванное и знакомясь уже с началами авторитарных отношений, ребенок должен осознать, что на каждую силу всегда найдется ещё большая сила, и потому не надо думать, что если ты сильнее кого-то, то можешь его безнаказанно обижать. В-пятых, ребенок должен понять, что сила не всегда имеет негативный характер, что есть сильные, от которых можно ждать защиты, помощи, опеки, что таковы его родители и воспитатели, что они способны на поддержку и помощь, если добьешься их расположения хорошим поведением. В-шестых, ребенок должен знать об опасностях, которые могут исходить от чужих, посторонних людей и явлений, чтобы остерегаться их.
Следующим этапом воспитания становится освоение авторитарных отношений. При этом принуждение в той или иной мере пока сохраняется. В этот период ребенок в первую очередь должен понять, кто проявляет о нем заботу, опекает его, каковы положительные качества этих лиц. Он должен проникнуться уважением, доверием и любовью к этим людям (родителям, воспитателям и их помощникам). Он должен научиться отличать круг «своих» от «чужих», особенно от незнакомых лиц, и знать, чем обеспечивается его безопасность (помещения, замки, ключи, взрослые родственники и т.д.).
Признание превосходства старших и руководителей требует определенной компетентности. Не каждому, тем более ребенку, дано сразу понять чье-то превосходство. Вначале возможен вполне здоровый скептицизм и полное неверие в кого-то. Нужно сообщать достоинства ведущего, помогать в достаточной степени их понять и принять как превосходные, создавая правильные представления ребенка. Тогда и появится соответствующее уважение.
Иерархия силы должна в ментальности уступить приоритет иерархии статусов. Следует утвердить вместо главенства силы главенство превосходящего статуса. Нужно, чтобы ребёнок понял, что главнее старший, а не физически более сильный.
Бывает, что кандидатура ведущего вполне достойная, но ведомые не могут правильно её оценить лишь в силу собственной ограниченности. Это случается очень часто в работе с детьми. Им просто не хватает жизненного опыта, знаний и логики мышления, чтобы проникнуться должным уважением, скажем, к скромной молодой учительнице, к новому тренеру или руководителю технического кружка.
В таких случаях не надо скромничать, представляя кандидатуру на роль ведущего. Её надо преподносить в очень положительном, нужном свете, способствовать росту её авторитета. Я не призываю обманывать, но утверждаю, что обязательно надо хорошо преподнести и донести до каждого все достоинства нового руководителя. Это предусматривают и давно сложившиеся традиции авторитарного управления.
В период освоения авторитарных отношений воспитываемые должны научиться послушанию, следованию указаниям руководителя. Необходимо освоение всех авторитарных норм и традиций общения (соответствующей дисциплине, культуре общения, участию в проведении торжеств и чествований, использованию званий, наград и так далее). Это должно быть принято ребенком и он должен приобрести опыт участия в таких мероприятиях, освоить авторитарную форму дружбы, научиться дорожить ценностями своего коллектива, общества и проявлению патриотизма.
Следующим этапом развития воспитательного процесса является освоение норм договорного сотрудничества. Как и все предыдущие этапы развития ментальности, этот тоже должен осуществляться достаточно плавно и логически последовательно.
Суть договорных отношений – равноправные взаимные обязательства. В авторитарной организации можно найти прообраз таких отношений. Это, например, отношения между ведущим и ведомыми. Между ними можно усмотреть наличие встречных обязанностей друг к другу. Если руководитель успешно осуществляет свою миссию, то и подчиненные отвечают взаимностью. Но если руководитель не осуществляет, скажем, опеки, не служит примером и т.п., то на каком-то зрелом этапе авторитарных отношений ведомые начинают воспринимать такое поведение ведущего как снимающее в той или иной мере с них обязанности выполнять его указания.
Аналогично может повести себя и руководитель. Если кто-то не выполняет его указаний, то он может прекратить или ослабить опеку над этим лицом. Подобные акты с любой стороны постепенно переводят отношения в новый, договорной характер.
При этом не надо бояться, что авторитет старых кумиров может несколько поблекнуть. Определенная переоценка ценностей должна происходить. Постепенно должны меняться личные цели, система ценностей, восприятие людей и явлений от авторитарных в сторону договорных. Если раньше, например, подростку более всего важно было, как на него взглянул тренер или что он мимолетом сказал, то с течением времени спортсмену важнее должны становиться предоставляемые ему материальные блага (спортивный инвентарь, имущество, пайки, льготы, премии и др.) или иная личная выгода. Это изменение отношений может иллюстрировать пословица: «Cпасибо не надо, деньги давай».
Освоение договорного типа ментальности – задача непростая. В ней существуют разные аспекты: правовой (осознание своих гражданских прав, понимание принципов равноправия, которых нет в авторитарных системах); экономический (понимание своих экономических отношений с окружающими); организационный (понимание своего места и роли в организации). Для освоения всего этого требуется время, приобретение опыта, знаний, постепенная переоценка системы авторитарных ценностей.
Огромную роль играет окружающая среда. Очень полезно участие молодых людей в четко налаженных официальных договорных отношениях, дающих не только чувство большей личной свободы, но и осознание ответственности за соблюдение своих обязательств.
Обращает на се6я внимание резкий рост сложности содержательной части воспитания на каждом следующем этапе развития индивида. Для освоения коллегиального типа ментальности требуются ещё более сложные методы воспитания. Их важным отличием является обязательное присутствие теоретической составляющей. Невозможно понять, принять и тем более освоить коллегиальные отношения без глубокого понимания целого комплекса идей и достижений человеческой культуры, без хорошего понимания процедур принятия коллегиальных решений и без способности в них эффективно участвовать.
Приведу лишь один штрих. В предыдущем типе ментальности (кстати, индивидуалистского типа) право частной собственности выступает как святое. За него каждый готов отчаянно бороться, не допуская чьих бы то ни было посягательств на «своё». Но для перехода к коллегиальному типу ментальности этот стереотип должен быть преодолен. Требуется снова перейти на коллективистские принципы. Это – очень болезненный этический перелом. Приходится менять взгляды, привычки, отношения с окружающими и собственные позиции. Коллегиальный тип ментальности предполагает, что общее важнее личного. И это после того, как в рыночной среде каждый осознал свои личные права и интересы, накопил личное имущество и финансовые средства.
Между прочим, при каждом переходе от одного основного типа ментальности к другому изменяется его характер: индивидуалистское меняется на коллективистское или наоборот. Такие этические перемены даются людям нелегко. Некоторые настолько глубоко и сильно воспринимают определенный тип отношений, так глубоко роднятся с ним, что долго не могут от него отказаться в пользу более совершенного. Это тем более случается, если используемые индивидом отношения хорошо подкреплены культурными и другими традициями, а также длительным личным опытом. Поэтому для смены ментальности требуется время. Не случайно Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне. Потребовалось много времени, пока не появилось новое поколение, свободное от прежней ментальности, способное построить или воспринять новые нормы жизни. Но сегодня подобные методы воспитания вряд ли могут быть использованы, поскольку нынче задачи неизмеримо более сложные.
КОГДА МЕНТАЛЬНОСТЬ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЗАДАЧЕ
Повышение социальной зрелости естественным образом - довольно длительный и часто не прямой путь. Если ментальность нужно поднять на 15-20 ус, то порою могут потребоваться годы на прохождение такого пути социального созревания. Да и не у всякого будет наблюдаться достаточный прогресс. Возникает вопрос: часто ли встречаются задачи, решение которых обязательно требует высокого уровня развития ментальности? В наше время это происходит довольно часто. Вот очень массовый пример.
В связи с приватизацией жилья всем хозяевам квартир многоквартирного дома необходимо иметь уровень развития ментальности (ядра ментальности) не ниже 24-30 ус. Это позволит адекватно понимать новую ситуацию и новый характер отношений жильцов между собой и с жилищно-коммунальными службами. Однако наша статистика тестирований показывает, что даже у пользователей Интернета в большинстве случаев уровень развития ментальности находится в диапазоне 12-20 ус! Это значит, что в большинстве своем они не в полной мере воспринимают ситуацию, не осознают себя по-настоящему совладельцами многоквартирных домов, и подсознательно пребывают в ожидании опеки, надеются на кого-то, кто отремонтирует им крышу, уберет двор и запустит отопление.
Иначе говоря, происходят социально-правовые изменения рыночного характера, а ментальность тех, кого это непосредственно касается, в основном не соответствует требованиям рынка. Отсюда и неудивительны проблемы, возникающие вслед за приватизацией жилья. Люди, не понимая своего нового статуса совладельцев жилья, морально не готовы управлять кондоминиумом, быть эффективными хозяевами многоквартирных домов. Они привыкли быть или подчиненными, за которых сверху всё решают, или начальниками, которые распоряжаются без участия подчиненных. Но здесь нужны не вертикальные, а горизонтальные отношения. Новые хозяева жилого фонда оказались не готовыми к юридически отведенной им роли. Подавляющее большинство не имеют необходимых знаний (правовых, экономических, хозяйственных), привычек и навыков. К тому же они внутренне безынициативны и несамостоятельны. В результате отсутствия у хозяев необходимой ментальности жилой фонд в большинстве случаев эксплуатируется плохо, запущен, внутридомовые коммуникации, чердаки и подвалы ветшают, придомовые территории должным образом не обслуживаются и захламлены.
Все это видят, возмущаются, но ничего сделать не могут, поскольку не знают истинной причины такого положения. А причина в том, что ментальность владельцев жилья ещё не соответствует сложности задачи по объединению усилий на организацию эксплуатации общих систем многоквартирных домов. Задачи, которые надо решать, требуют как минимум, использования рыночной организации, т.е., договорных механизмов сотрудничества. Между тем, у населения ещё преобладает ментальность авторитарного типа! При ней на независимого соседа смотрят не как на партнера, с которым можно и нужно договориться, найти компромисс, а высокомерно, в авторитарной позе, с обвинениями и претензиями. Поэтому жильцы нижних этажей не хотят платить за ремонт крыши, а верхних – за ремонт в подвальных помещениях.
В чем-то аналогичные проблемы несоответствия ментальности сложности решаемых задач наблюдаются у многих начинающих предпринимателей. Из-за это они допускают грубые ошибки и разоряются. По этой же причине разрушаются многие молодые семьи. Если, например, жена привыкла к отношениям в своей прежней семье на уровне не ниже 22-27 ус, а муж так же привык к отношениям на уровне 10-17 ус, то он сразу начинает на неё давить, «качать права», требовать послушания, к чему она совершенно не готова. Это основание для серьезных разногласий и конфликтов. Оказывается, такие конфликты имеют не психологическую, а ментальную причину. Дело не в том, что молодые не сошлись характерами, а в том, что у них разный уровень развития ментальности, а потому и разное понимание задач семьи и каждого из супругов. В приведенном примере супруг считает, что он должен быть для жены господином, а жена считает, что супруги равноправные партеры. Это – чисто ментальное разногласие. Но именно из него происходят противоречия в понимании роли, прав и задач супругов. Зачастую один из супругов, а иногда и оба в силу недостаточного развития ментальности просто не способны даже понять задачу и по той же причине не могут её решить. Для очень многих семей это целая трагедия.
Как решить такую проблему? Пригласить психолога? Но ведь это проблема не психологической несовместимости, а ментальная проблема различий в воспитании и культуре. Один путь решения в том, что надо ментально подтянуть мужа до уровня его жены. Другой путь - подсказать жене, в чем проблема и как подстроиться под уровень пониманий мужа. Но это лишь заморозит проблему. В общем, существует огромное число экономических, юридических, политических и хозяйственных проблем, решение которых возможно лишь при более высокой социальной зрелости участников сотрудничества.
Таким образом, повышение уровня развития ментальности населения – очень актуальная задача. Тем не менее, практически никто определенно и четко эту задачу не ставит, что неизбежно ведет к сохранению проблем во всех областях жизни, к огромным социальным и материальным потерям. Необходимость перехода к рыночной экономике и освоение институтов гражданского общества требуют резкого ускорения ментального развития населения, освоения им договорных и коллегиальных норм поведения и морали.
Это не абстрактные лозунги, а насущная необходимость. Так, например, во многих медицинских ВУЗах студенты сдают экзамены, давая преподавателям в той или иной форме взятки. Такая практика в итоге причиняет ущерб здоровью тысяч пациентов, нашему с вами здоровью. Разве это абстракция?! Таких примеров тысячи. Они свидетельствуют о необходимости ускорения повышения социальной зрелости населения.
ГРАФИК МЕНТАЛЬНОСТИ – ОТЛИЧНЫЙ ИНДИКАТОР
Теория организационной деятельности позволяет глубже понять суть отношений между людьми, правильнее видеть организационные проблемы и обоснованнее подходить к их решению. Применяемые механизмы сотрудничества должны ориентироваться на решаемые задачи, соответствовать им. Для организационного строительства это первоочередной вопрос. Далее надо сопоставить требование задачи с фактическим уровнем развития ментальности персонала. Для этого проводится тестирование, получение графика ментальности и деловых характеристик. Сопоставив их с требуемым задачей уровнем, можно сделать вывод, насколько ему соответствует ментальность индивида. Если она ниже, то можно оценить - насколько и сделать выводы о требуемой величине подъема зрелости индивида. Графики могут показывать и функциональную направленность ментальности. На рисунке 50 показан один из таких графиков ментальности 9-летней девочки.
Рис. 50
На графике очень наглядно видно, что это тихая, послушная девочка, не стремящаяся никем командовать. Об этом говорят кривая ведомого на отрезке 7-17 ус, которая выше «поверхности воды», и кривая ведущего, которая почти вся находится ниже «поверхности воды», что свидетельствует о практическом отсутствии командных амбиций.
На рисунке 51 показан аналогичный график 11-летнего мальчика.
Рис. 51
Кривая ведущего у него высока в диапазоне 4-10 ус. Это диапазон детских, примитивно-грубоватых отношений. То есть в детской среде он настроен вести себя жестко, отчасти агрессивно. А вот кривая ведомого у него почти вся ниже поверхности воды, что говорит о неготовности кому-либо подчиняться. То есть, на момент тестирования у него был неуправляемый настрой, неготовность подчиняться приказам или признавать чей-то авторитет.
Подобного рода сведения о внутреннем мире ребенка чрезвычайно ценны для воспитателей и педагогов. Такие графики быстро обнаруживают детей-лидеров, заводил, агрессивно настроенных, смелых или забитых В целом графики позволяют наглядно увидеть характер ментальности, уровни развития, которые индивид уже освоил, и те, которые предстоит ещё освоить. Это позволяет соответственно ориентировать работу по повышению социальной зрелости.
На рисунке 32 показан пример динамики изменения ментальности 24-летнего аспиранта. Тестирования проводились за период в два года, перед началом искусственного повышения уровня развития его ментальности, во время него и после этого. Конечно, помимо проведенных мною занятий существовали и другие факторы, влияющие на изменение ментальности, но быстрый её прогресс и появление цельности ментальности очевидны. Да и сам он отметил большую полезность проведенных с ним занятий для уяснения и упорядочения взглядов и отношений с окружающими.
Результаты первого его тестирования отражены на графике голубой кривой, которая показывает присутствие в его восприятии окружающего принудительных, авторитарных и договорных нот.
При этом отсутствовала явная выраженность внутреннего настроя. График ментальности был размытым. В результате последовательных изменений ментальности вначале из неё исчезли принудительные и отчасти авторитарные элементы. Ещё через некоторое время график стал более четко выраженным в пользу договорной ментальности. Последний график (зеленая линия) отражает не только зрелость индивида, но и собранность, целеустремленность, что соответствует действительности. Повышению социальной зрелости этого молодого человека, возможно, способствовало и то, что в рассматриваемый период времени у него менялся и реальный социальный статус. Из амплуа молодого специалиста, аспиранта он выдвинулся в ведущего специалиста известной международной компанией, в которой он стал работать.
ГЕНЕРАТОР ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Прежде чем приступать к процессу искусственного повышения уровня развития ментальности, следует понять личность её носителя, фактический уровень её социальной зрелости. Графики ментальности позволяют делать это достаточно надежно. Затем следует понять конкретные движущие мотивы личности и её индивидуальную систему ценностей, внутренние пружины поведения. Следует разобраться в личных пристрастиях, достоинствах и недостатках индивида. Очень важно выяснить главную внутреннюю движущую силу его деятельности (честолюбие, страх, родственные чувства, стремление разбогатеть и т.д.). Далее надо выяснить, в какой степени личность признает или отрицает нормы отношений, которые она должна освоить. Использование нашего теста позволяет сделать это достаточно легко. Более детальные, содержательные сведения об этом можно получить при собеседовании.
Важным элементом личности является способ регулярной подпитки психической энергией, которая обеспечивает деятельность индивида, побуждает его к действиям. Нужно выяснить, что конкретно подталкивает данную личность проявлять инициативу, действовать, а не сидеть пассивно.
Зигмунд Фрейд первоначальным источником психической энергии назвал либидо, врожденное стремление оставить потомство. Но нас здесь интересует не самый глубинный, физиологический источник, а те формы его реализации, которые выступают уже в виде конкретных, социальных явлений, стремлений, стимулов и желаний. Среди них: стремление к безопасности, желание разбогатеть, стремление повысить свой социальный статус и т.д.
Всякая сформировавшаяся ментальность предполагает сложившиеся у индивида способы регулярного получения удовлетворения от положительных достижений в реализации преследуемых им целей или желаний.
Так, например, торговец получает свою «дневную порцию» положительных эмоций, когда находит и закупает ходовой товар, когда идет бойкая продажа, когда он подсчитывает хорошую выручку. При этом у него воспроизводится механизм регулярной подпитки психической энергией для дальнейшей деятельности. Именно такое явление я называю здесь «генератором психической энергии».
Не у всех такой источник находится в сфере производственной деятельности. У некоторых лиц такой источник в каком-то хобби, у других связан с успехами в творческой работе. У кого-то таким генератором может быть получение взяток. Любые генераторы психической энергии побуждают людей действовать так чтобы в конечном счете испытывать положительные эмоции. Выявление генератора психической энергии позволяет не только глубже понять личность, но и наметить новый вариант выработки психический энергии, соответствующий более высокому уровню социальной зрелости.
Нормальное, стабильное функционирование психики предполагает присутствие привычного генератора энергии, который с определенной периодичностью подпитывает психику, придавая ей силы к действиям, преодолению всякого рода препятствий, снижает усталость, помогает преодолевать нагрузки, стрессы и т.д. Процесс формирования личности, её перестройки на новые механизмы сотрудничества обычно сопряжен с новыми или видоизмененными стереотипами генераторов психической энергии.
Это естественно, поскольку нельзя, например, органично вписаться в договорное сотрудничество, если каждодневно душу тебе продолжает греть мечта о высокой административной должности.
ВОСПИТАНИЕ КАК РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ
Как называть процесс, который направлен на развитие ментальности, на переход индивида с одного уровня социальной зрелости на другой, более высокий? Что это, как ни воспитание! Переход на более высокий уровень развития ментальности включает в себя не только абстрактное принятие каких-то норм сотрудничества, но и формирование соответствующих привычек, моральных норм, системы ценностей, выработку конкретных установок и принципов поведения. Всё это взаимосвязано, взаимно обусловлено и представляет собой нечто цельное - ментальность.
Конечно, под воспитанием кто-то может подразумевать и несколько иное – усвоение каких-то достижений культуры, историческую память и т.п. Но точно так же можно расширено трактовать и понятие ментальность. Всё-таки эти частности не столь принципиальны. Важно исходить из того, что в любом случае речь в основном идет об одном и том же или об очень близких категориях.
Сознание действует не столь безошибочно и безотказно, как подсознание. В сознании часто бывают противоречия, заблуждения и самообман. Ментальность же – это более или менее цельный, непротиворечивый настрой психики на определённый диапазон отношений. Ментальность, по сути, составляет костяк, фундамент отношений, поведения и отражает характер воспитанности.
Существуют разные способы воспитания. В одних случаях это постепенное практическое приучение к общепринятым нормам поведения и морали. В других к этому добавляются искусственные или естественные трудности бытия, помогающие правильной социальной ориентации личности, в третьих – это наблюдение и сопереживание каким-то людям или судьбам, например, членам семьи, в четвертых - это использование постоянного участия личности в каких-то определенно ориентированных организациях и так далее. По этим многочисленным способам воспитания человечеством накоплен колоссальный опыт.
В теоретико-организационном аспекте можно констатировать, что человечество использовало в воспитании в основном три основных механизма – машинальный, принудительный и авторитарный. Их обычно и используют при воспитании конкретной личности именно в такой последовательности. Из истории хорошо известны методы обучения и воспитания в церковно-приходских школах, семинариях, гимназиях, в спортивных организациях, в армиях и так далее. Эти организационные формы воспитания позволяют продвинуть ментальность с уровня машинального сотрудничества до авторитарного, но не более! Нельзя же насилием и принижением личности внушать, скажем, либерализм.
Старые методы воспитания более или менее естественны, традиционны, привычны и особенно эффективны на низких уровнях развития ментальности воспитуемых. Поэтому особенно подходят они для детей. Но менее действенны при попытках перевоспитания взрослых, уже сформировавшихся людей для освоения ими норм правового гражданского общества.
Сложившиеся, социально вполне ориентированные люди, с устоявшимися взглядами и своей системой ценностей, оценок и привычек, со своим неповторимым опытом и убеждениями, не так просто поддаются воспитательному влиянию, нацеленному на изменение их взглядов и представлений. Возникшие в рыночных условиях свободы и возможности человека для авторитарной личности зачастую формируют далеко не лучшие привычки и образ жизни. И это не случайно.
Старые, примитивные методы постепенного, длительного воспитания в жестких условиях быта и ограничения свобод часто дают сбои в новых социально-бытовых условиях, не обеспечивают эффективного воспитательного процесса. Поэтому актуальным становится разработка и применение таких воспитательных воздействий, которые могут эффективно применяться для формирования высоких уровней развития ментальности.
В отличие от традиционных она должна не вдалбливать нормы поведения путем бесконечных повторений, угроз, нравоучений и авторитарного подавления личности. Для привития высоких нравственных норм необходимо обращение к разуму, логике индивида, к критическому переосмыслению им своего жизненного опыта. Всё это возможно при использовании представлений в рамках теории организационной деятельности.
ВЫБОР ПУТИ: ПРАКТИКА ИЛИ ТЕОРИЯ
Достаточно быстрое принятие личностью морали договорного и тем более коллегиального сотрудничества требует от неё интенсивной духовной работы, прохождения определенного кризиса одних ценностей и усвоение других, более совершенных. Большую роль может сыграть глубокое, критическое рассмотрение парадоксов и недостатков принудительных и авторитарных отношений между людьми. В процессе такого воздействия важно показать индивиду, что его суждения (в рамках ядра ментальности) субъективны и обусловлены определенными стереотипами. Если он способен на аналитическое мышление, может строить четкие логически выверенные цепочки суждений и делать точные выводы, то это значительно ускорит процесс принятия и освоения новых, более совершенных норм поведения.
Если же индивид не имеет навыков и привычек к научному мышлению, а всецело живет стереотипами, не утруждает себя поиском ответов на актуальные вопросы жизни, то для ускорения его социального развития можно искусственно ставить перед ним такие вопросы.
Кто-то может поспорить, мол, воспитывает не слово, а жизнь. Разумеется, сама жизнь имеет обычно гораздо более массовые проявления и весомые последствия, чем искусственно созданные ситуации или воздействия. Но такое более характерно для низких уровней развития ментальности.
Если же, например, стоит задача ускорения продвижения ментальности индивида с авторитарного на договорной уровень, то искусственно это сделать вполне можно. Надо, не дожидаясь уроков самой жизни, информировать индивида о возможных авторитарных ситуациях, несущих ему неприятности. Мол, ответь, как ты поступишь, если такой-то авторитет потребует от тебя совершить такое-то неправомерное действие? А знаешь ли ты, что по этому поводу в законе написано то-то? И так далее.
Методично, последовательно и комплексно на живых примерах следует рисовать картину множества противоречий и парадоксов авторитарных отношений, их несоответствия современным условиям и интересам данной личности. Словом, надо не давать по-обывательски закрывать глаза на реалии, а ставить жизненные вопросы и проблемы, исподволь подводя к мысли о необходимости поиска более эффективных ответов.
Конечно, эта негативная информация разрушает прежние представления и систему ценностей.
Определенный кризис во взглядах она способна породить, что неизбежно и необходимо. Именно в этот момент индивиду нужна позитивная информация, показывающая пути решения осознанных им проблем. Эти пути объективно проходят через освоение морали и методов договорного или коллегиального типов сотрудничества.
Мне трижды доводилось осуществлять такой процесс в виде занятий с интеллектуально развитыми и ментально относительно продвинутыми лицами. В двух случаях был достигнут несомненный успех, что подтверждалось и субъективными оценками самих слушателей, и результатами тестирования, а главное - практической деятельностью этих людей, их деловыми успехами.
В третьем случае слушателями были двое, один из которых (30-летний начальник отдела программирования) был в достаточной степени изначально ментально развит, а другой, увы, до указанного выше минимума в 25 ус серьезно не дотягивал. Это была 22-летняя девушка, не обладавшая к тому же навыками строго логического мышления. У неё не произошло существенного роста социальной зрелости в результате проведенных занятий, что в принципе вполне понятно – изначальная база развития ментальности была для этого совершенно недостаточной. Использованное мною воспитательное воздействие вполне каждый раз оказывалось эффективным, если слушатели обладали достаточным базовым уровнем развития.
Чтобы эффективно осуществлять такой процесс повышения социальной зрелости, изначально следует провести тестирование для получения графиков ментальности. Лучше, если тестирование будет многократным. Это позволит не только оценить фактический уровень социальной зрелости, но и получить представление о степени стабильности, устойчивости, сформированности ментальности на разных диапазонах шкалы развития.
Это позволит заранее разведать поле воспитательного процесса, обнаружить возможные ментальные противоречия, наличие заделов в развитии и так далее. Это незаменимое подспорье.
КРИТИКА ХАРАКТЕРА ЯДРА МЕНТАЛЬНОСТИ
Разумеется, тот, кто взялся за воспитание, сам должен стоять на более высоком уровне социальной зрелости. Лучше всего, если он на том уровне, за который агитирует, достоинство которого доказывает. Это всегда более убедительно, чем голое фарисейство. И здесь незаменимую помощь может оказать тестирование таких воспитателей.
Но не следует слишком отрываться от текущего состояние ментальности индивида. Если, например, задача в том, чтобы продвинуть ментальность с уровня 22 ус до уровня 32 ус, то надо подумать, не следует ли делать это в 2 или 3 этапа для того, чтобы сделать ментальное развитие более легким, плавным, без резкой ломки представлений индивида, без больших психологических перегрузок, потрясений и излишне драматических кризисов.
Если на этот процесс отведено достаточно много времени, то целесообразно, чтобы развитие шло в несколько этапов, и каждый этап проводил другой педагог, лично находящийся ближе к уровню очередного этапа развития ментальности. Такое разделение труда может оказаться более эффективным.
ИЗЛОЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВ БОЛЕЕ ПРОДВИНУТЫХ НОРМ
Достоинства более высокой морали, целей и норм поведения следует показывать на конкретных примерах, наиболее близких для индивида, хорошо понятных и глубоко прочувствованных. Если, например, ядро ментальности слушателя находится в диапазоне 21-26 ус, то более высокими для данного лица являются нормы поведения уровня 27-30 ус. Если же по ним у него уже имеется небольшой «задел» в освоении, то агитировать можно и в более широком диапазоне – 27-32 ус.
Полезно приводить слушателям реальные и разнообразные примеры новых отношений и норм морали. Они в первую очередь должны комплексно охватывать актуальные и понятные для слушателя ситуации. По сути, с помощью примеров следует комплексно обрисовывать более совершенные отношения, цели и нормы морали, показывая их достоинства и преимущества перед старыми.
Для этого ничего не придется выдумывать. Каждый следующий механизм объективно на порядок более гуманный и совершенный. Так, например, показывая психологический инструментарий очередного механизма, придется доказывать преимущества, скажем, уважения над принуждением или соглашения над уважением. Если же речь о личных целях, то и здесь очевиден прогресс. Подавление заменяется на завоевание авторитета, а последнее – на честное, законное повышение благосостояния и т.д.
В сфере норм поведения забитая покорность или жестокость, характерные для принудительного механизма, сменяются на авторитарное мирное соперничество в послушании главе, а затем - на договорное законопослушание и достижение соглашения с помощью компромиссов.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ГЕНЕРАТОРА ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Для того, чтобы индивид мог закрепиться на новом, более высоком уровне развития ментальности, ему необходимо сформировать индивидуальный генератор психической энергии, соответствующий более высокому уровню развития ментальности. Скажем, до этого его психику подпитывали авторитарные, честолюбивые устремления, при которых он старался войти в доверие к руководству, проявлять личную преданность и т.д. Теперь же ему нужен настрой на договорный механизм, для которого надо освоить и соответственно договорной генератор психической энергии. Но как в этой связи произвести отход от прежних привычек генерирования энергии и формировать новые, соответствующие договорному типу?
Лучше всего это происходит при официальном изменении производственных отношений. Можно, например, реально перевести работника на новую, договорную систему оплаты труда или премирования, а если это руководитель, то на новые условия сотрудничества с руководством. Такие весомые меры постепенно сформируют привычку подсчета доходов и расходов, регулярного проведения экономического анализа, тщательной проработки бизнес-планов, проектов и т.д.
Надо признать, что освоение новых, более продвинутых генераторов психической энергии – одна из самых трудных задач развития ментальности. Для их решения обычно требуется реально погрузиться в новые социальные отношения. А это обычно очень непросто, поскольку к старому привязывают собственные привычки, какие-то моральные обязательства, эмоциональные привязанности, система ценностей и т.д. Поэтому переход к более высокой ментальности желательно совмещать с существенными изменениями в жизни - со сменой работы или вида занятий, переездом в другой населенный пункт и др. Чем выше осваиваемый механизм, тем эта перестройка должна быть более осознанной и целенаправленной.
ОСВОЕНИЕ НОВЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ
Теоретическое осмысление новых норм поведения и отношений – мера очень важная. Но она не может быть достаточной для серьезного прогресса ментальности. Теорию надо подкреплять соответствующей практикой отношений, выработкой навыков и привычек общения в иной, более прогрессивной форме. Должны установиться и более гуманные межличностные отношения.
Для этого нужна соответствующая среда. Лучше, если индивид попадет в коллектив соответственно высокого уровня отношений. Тогда всё будет происходить естественнее и формирование более зрелой ментальности произойдет более органично.
В противном случае развитие ментальности будет, скорее всего, противоречивым и непоследовательным, а с течением времени возможен и регресс, поскольку отрицательный опыт тоже влияет на ментальность. И откат назад – отнюдь не редкое явление, поскольку ментальность – это настройка личности на реальные условия среды, а она может серьезно и разнообразно изменяться.
Следовательно, очень важным условием развития ментальности является достаточная степень развития производственных отношений в коллективе.
ЖИВЫЕ ПРИМЕРЫ
Особенно велика в развитии ментальности роль живого примера, уровень отношений с ближайшим окружением, с организатором, руководителем, коллегой. От социальных позиций и ментальности этих людей зависит очень многое в формировании ментальности их подчиненных и коллег. Нет ничего убедительнее живого примера, в котором ты сам участвуешь.
Если таких наглядных, живых примеров на рабочем месте индивида нет, то можно хотя бы временно перевести его в такой коллектив, где требуемые отношения уже сложились. Редкий человек может сам изменить ментальность не под действием реальных отношений, а из абстрактного понимания более совершенных норм и морали.
Для закрепления, развития и постоянного использования нового, более совершенного механизма сотрудничества лучше всего планово и комплексно перейти на новые отношения. Это требует большой работы по совершенствованию организации и управления. Кроме того, в коллективе необходимо сменить все традиции, установить и постоянно воспроизводить новые производственные отношения.
Так, в авторитарных организациях типичными традициями являются: преклонение перед главой организации, его почитание и восхваление; помощь попавшим в трудное положение; послушание, проявление лояльности к руководителю; регулярные собрания и торжества, на которых принято хвалить и благодарить руководство, демонстрировать ему всяческую преданность; проявление бескорыстной взаимной поддержки, взаимопомощи и опеки «своих»; проведение множества торжеств, юбилеев и других дат, важных для главы коллектива, на которых преподносят ему подарки. Довольно обычным бывает чванство руководителей. В то же время многие собрания имеют и производственный характер. На них объясняются задачи, расставляются акценты, даются оценки работы и ситуаций, делаются призывы, разъясняется позиция руководства по всем вопросам, отмечаются положительные и отрицательные примеры деятельности в коллективе. Это всё – очень важные мероприятия для авторитарной организации.
В условиях же цивилизованных рыночных отношений все эти традиции практически не нужны. Каждое решение принимается в переговорном ключе, принятием двухсторонних соглашений, достигаемых через балансировку интересов сторон, в качестве компромиссов. Работодатель и наемный работник выступают в них в качестве равноправных партнеров. Восхваление в таких условиях любой из сторон становится некорректным поведением и практически исчезает. Ведь расхваленный партнер получает явные преимущества во время переговоров, и они из-за этого становятся неравноправными, что в корне противоречит принципам договорных отношений. Вместо пафосных, авторитарных, массовых собраний, застолий и церемоний здесь принят деловой стиль. Собрания не проводятся, если в них нет особой нужды. Вся обстановка более прагматичная и деловая, без особых церемоний, если в них нет необходимости. Даже обращение друг к другу становится простецким, обычно без титулов и отчеств, на «ты», если обращаются не к старикам.
В то же время резко возрастает действительное уважение партнерами друг друга в части ответственности за свои обещания и взятые обязательства. Здесь просто недопустимо не расплатиться с партнером. Платежная дисциплина в этом механизме находится на порядок выше.
Здесь каждый за себя. Никто никого не опекает, если это не оговорено специально в соглашении. Даже не принято лезть со своими наставлениями и советами. Каждый сам себе хозяин, каждый живет так, как ему хочется, если не нарушает законов. Самостоятельность, независимость и права личности возведены в ранг святынь.
Лицо с авторитарной ментальностью, попавшее внезапно в договорную среду, отмечает жесткость отношений, отстраненность, автономность интересов, наличие конкуренции между членами коллектива, отсутствие опеки сверху. Всё это делает человека менее социально защищенным внутри трудового коллектива и побуждает пользоваться услугами страховых компаний, что нехарактерно для авторитарной организации.
РОСТ МЕНТАЛЬНОСТИ НА МАКРОУРОВНЕ
Выше мы говорили о повышении социальной зрелости на микроуровне (от отдельного человека до масштабов организации), но немаловажное значение имеет рассмотрение этого вопроса на уровне всего общества, целой страны и разных стран в сопоставлении. Это очень важная и огромная по объему тема. Всем понятно, что между ментальностью населения разных стран существуют большие отличия. Это особенно заметно при сравнении населения развитых и развивающихся стран, передовых и отсталых.
Практически не требует доказательств взаимосвязь ментальности с уровнем развития страны. В развитых странах в этом не сомневаются. Особо большую роль играет ментальность активной части населения, ментальность правящих кругов, определяющих хозяйственную и культурную жизнь страны.
Очевидно, что уровень социальной зрелости советского и китайского населения был в середине прошлого века существенно разным. Ментальность последнего существенно отставала. Потому и оказались возможными Культурная революция и «большой скачок» с их катастрофическими последствиями для населения.
Но правящие круги Китая, оправившись от шока скачков и революций, сумели правильно осмыслить мировой опыт развития разных стран, выбрали и эффективно осуществили масштабные рыночные преобразования. Те, кто организовывали эту работу, сами, безусловно, проделали большой путь в развитии собственной ментальности и существенно изменили ментальность более чем миллиардного населения своей страны.
Этот пример говорит о том, что развитие социальной зрелости населения и освоение им новых форм хозяйствования очень зависит от элиты общества, правящих кругов, активной части населения. По большому счету, повышение уровня ментальности является одной из фундаментальных основ эффективного развития всех сторон жизни общества и в первую очередь экономики. Именно об этом свидетельствует опыт разделенных войнами стран, опиравшихся на разные уровни ментальности населения.
Так, экономический потенциал Федеративной Республики Германии по истечению послевоенного восстановительного периода оказался гораздо более мощным и жизнеспособным, обеспечивая более высокий уровень жизни своего населения по сравнению с Германской Демократической Республикой. Аналогично Южная Корея убедительно превзошла «достижения» Северной Кореи. Ментальные различия правящих элит в этих странах отличаются кардинальным образом. Примеров, доказывающих решающую роль развития ментальности населения для развития общества в целом, очень много. Это всё неопровержимо доказала сама жизнь. Нам остается лишь осознать этот феномен и сделать правильные выводы.
РОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РАЗВИТИИ
МЕНТАЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Что мешает развитию ментальности населения? Таких факторов немало, прежде всего, это национальные бедствия, войны, катастрофы, кризисы, засухи, наводнения, эпидемии и т.д. В периоды невзгод формы сотрудничества людей вынужденно упрощаются, переходя на более примитивные. Всякого рода мобилизации и конфискации, объявления чрезвычайных положений и режимов переводят отношения людей в иные, более простые, примитивные формы. Следом неизбежно перестраивается и ментальность населения.
И наоборот, когда условия жизни становятся благоприятными, то формы сотрудничества становятся более разнообразными. Там, где это целесообразно, начинают использовать более прогрессивные формы взаимодействий, более эффективные формы организации и хозяйствования.
Но этому всему могут мешать многие негативные факторы повседневной жизни: криминал, мафия, коррупционные связи, плохая работа правоохранительных органов, неразвитость институтов гражданского общества, отсутствие рыночной инфраструктуры, экономические кризисы и др.
Понятно, что договорное сотрудничество в таких условиях парализуется. Как оно может осуществляться, если не действуют законы, попираются гражданские права, нарушается неприкосновенность частной собственности и так далее. Если население считает, что «в суд пойдешь – правды не найдешь», то это ментальное отражение определенной реальности. В частности, при таком положении невозможно заключать договоры, давать и получать кредиты, невозможно делать инвестиции, в целом невозможно нормально хозяйствовать. В таких условиях на место рыночных приходят авторитарные и принудительные отношения. Если же власть при этом делает вид, что всё нормально, то естественно развивается теневая экономика, коррупция, в которую в первую очередь вовлекаются представители властей. В таких условиях уровень развития ментальности снижается, люди в той или иной мере социально деградируют, а следом резко тормозится и развитие общества.
Поэтому для ускорения развития экономики, для продвижения по пути развития региона или страны в первую очередь требуются обеспечение законности и порядка, безопасности граждан; эффективная работа правоохранительных органов и охранных служб; предотвращение техногенных катастроф; активная борьба с любыми правонарушениями.
Следовательно, эффективное обеспечение органами власти законности и порядка на своей территории способствует росту социальной зрелости населения.