ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Теория организационной деятельности (ТОД) – это наука о формах сотрудничества, производственных отношениях, организационных законах и способах повышения эффективности совместной деятельности.
Человек – существо общественное. Его деятельность носила, носит и будет носить коллективный характер, а всякая работа в одиночку есть лишь частный, временный эпизод, не нарушающий общественного в целом характера деятельности людей. В этой сфере, как и в любой другой, существуют объективные законы, знание которых позволяет действовать более результативно, меньше ошибаться и уверенно улучшать результаты коллективной деятельности в любой сфере.
В принципе, существует только 6 основных форм обеспечения согласованности деятельности, названных мною механизмами сотрудничества (МС) (см. таблицу 1).
Таблица 1
ОТЛИЧИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ СОТРУДНИЧЕСТВА
Наименования характеристик |
Машинальный МС |
Принудите-льный МС |
Авторитар-ный МС |
Договорный МС |
Коллегиаль-ный МС |
Саможе-ланный |
Психологичес-кий элемент согласования |
Машинальные действия, привычки |
Страх |
Почитание |
Взаимный долг |
Общий интерес
|
Собственное желание |
Согласующие управленческие инструменты |
Сигналы, подражательные инстинкты |
Угрозы, приказы, наказания |
Указания, призывы, похвалы, критика |
Предложение соглашений, компромиссы |
Обсуждение, аргументы, доказательс-тва |
Полное доверие |
Духовная опора
|
Традиция, пример предков и старших |
Страх перед неодолимостью господствующей силы |
Вера в главу, надежда на него и любовь |
Убежденность в выгодности договорных институтов |
Осознание общности интересов и возможностей |
Полное знание и любовь к ближнему |
Типичные нормы поведения |
Быть, как все |
Против силы не попрешь
|
Начальству виднее
|
Услуга за услугу |
Одна голова –хорошо, а две - лучше |
Охота пуще неволи |
Понятие справедли- вости |
Соблюдение традиции |
Сила всегда права |
Старший всегда прав |
Закон – высшая справедливость |
Прав, если сумел убедить |
У каждого своя правда |
Способы доказательств |
Соответствие традиции |
Угрозы, демонстрация силы |
Цитирование указаний авторитетов |
Апелляция к закону, предъявление иска |
Логические доказательства |
Компе- тентное желание |
Порядок принятия решений |
Машинальное действие по сигналу |
Самый сильный решает всё сам |
Последнее слово за главным - он решает |
Переговоры-компромисс- соглашение |
Обсуждение-консенсус-совместное решение |
Личное решение для общего интереса |
Порядок учета мнений исполнителей |
Осмысленных мнений практически нет |
Вопреки воле испол- нителей |
Учитываются авторитетные мнения
|
В соответствии с правилами принятия решений |
Достижение консенсуса |
Каждый решает сам
|
В целом они составляют 6 последовательных ступеней в качественном развитии организации. Это – машинальное сотрудничество, принудительное, авторитарное, договорное, коллегиальное и саможеланное. Иных форм согласования взаимодействия людей не существует, если не считать промежуточных форм, смешанных или переходных. Не существует и иной последовательности в развитии этих механизмов. Во всём мире сотрудничество развивается именно в этой последовательности, касается ли это отдельного человека или общества в целом. Вначале люди осваивают механизм машинального сотрудничества, потом принудительного, затем авторитарного, договорного, коллегиального и, наконец, механизм саможеланного сотрудничества.
На заре человечества, во времена самого примитивного общественного устройства сотрудничество было в основном машинальным, основанным на традициях, привычках и подражании. Это было первобытное общество. Его неосознанным девизом является фраза: будь, как все; во всем действуй традиционно; делай так, как делалось всегда. Такое поведение позволяло выжить, не имея науки, медицины, письменности и других культурных достижений. Кто отходил от этого и полагался на собственные суждения – быстро погибал, поскольку человек ещё пребывал во тьме полуживотного существования.
Позже, в процессе развития человеческих отношений стало использоваться осознанное принуждение. Как форма достижения целей, решения новых задач примитивного сотрудничества это оказалось более эффективным. Правда, с позиций сегодняшних понятий трудно назвать такие отношения «человечными» и использовать здесь термин «сотрудничество». Но такой период в истории человечества существовал очень долго и повсеместно, даже в случаях, если какие-то племена обитали изолированно, где-нибудь на островах Тихого океана. На этом механизме, в частности, был организован рабский труд и стояла Римская империя. Сущность принудительных отношений передают пословицы: кто сильнее, тот и прав; плетью обуха не перешибешь; бей жену молотом, будет жена золотом.
Следующим этапом в развитии форм организации коллективной деятельности было появление авторитарного сотрудничества, основанного на почитании старших и выполнении их указаний. Этой форме организации классически соответствуют феодализм и авторитаризм. При своем появлении эти формы были самыми эффективными и ознаменовали серьезный шаг в развитии организации. Авторитарные отношения отражают пословицы: каждый сверчок знай свой шесток; кто старше, тот умнее; старший всегда прав.
Но со временем появился механизм договорного сотрудничества, на основе которого развились товарно-денежные отношения и рыночные формы организации. В основе их – взаимные обязательства, закрепленные в соглашениях сторон в качестве компромиссов, и баланс интересов участников-партнеров. Эти отношения существенно более сложные, требующие наличия определенной институциональной инфраструктуры и гарантий общества на соблюдение сторонами своих обязательств.
Освоение и умелое использование механизма договорного сотрудничества стало у нас сегодня очень актуальным, поскольку реализует более совершенную, чем авторитарная, организацию. Но существуют страны, в которых договорной механизм сотрудничества давно стал господствующим в хозяйственной жизни и широко распространился в других сфера общественной жизни. Суть этого механизма отражают пословицы: с чужой телеги хоть в грязь; договор дороже денег; копейка обоз гонит.
Следующим этапом в развитии организации является освоение механизма коллегиального сотрудничества. Он основывается на общности интересов, общности возможностей в принятии и осуществлении решений. Достижение консенсуса здесь не результат нажима, внушения или компромисса, а лично выношенный, логичный шаг в реализации общих интересов. Этот механизм сотрудничества по большому счету находится пока в стадии освоения даже в самых развитых странах. Из всех ранее названных он наиболее совершенный и сложный. Зато он позволяет решать и наиболее сложные задачи. По порядку это пятый МС. Его бледным отражением может служить пословица: одна голова хорошо, а две – лучше.
В принципе, существует и 6-й МС. Правда, он практически пока нигде не актуален. Именно это затрудняет возможность дать ему достаточно понимаемое всеми название. Поскольку в этом механизме основой для сотрудничества является собственное желание каждого участника в решении определенных задач, то и название он получил соответствующее – саможеланный. Есть пословица: охота пуще неволи. Это об этом механизме.
Исторически общество развивается через возникновение и использование более совершенных механизмов сотрудничества. На каждом этапе развития организации оно достигает определенного уровня и использует определенные механизмы сотрудничества, идя от простых, примитивных к более сложным, совершенным. Это происходит по объективным законам. Каждый отдельный человек тоже соответственно развивается. Ментальность каждого человека постепенно развивается, переходя ко всё более совершенным формам, соответствующим более совершенным МС.
В младенчестве возможно только машинальное сотрудничество. Поэтому вырабатываются нужные привычки или используются врожденные, неосознанно реализующиеся действия и инстинкты. Так машинально осуществляется «сотрудничество» между матерью и ребенком.
Затем постепенно ребенок осваивает принудительные отношения, устрашающие понятия: «нельзя», «бу-бу», «бабайка», «упадешь», «побью» и т.д. Это такие же элементы принудительного воздействия, как и принудительное отдергивание от опасных вещей, ям, электроприборов, принудительное оставление в детском саду и т. д.
На следующем этапе развития прививается уважение к родителям и старшим. Так осваиваются нормы уже авторитарного сотрудничества. При благоприятном стечении обстоятельств развития человек в дальнейшем осваивает и более совершенные механизмы – договорный и коллегиальный. Но это уже индивидуально. Кто-то останавливается где-нибудь на середине этой лестницы и далее социально, ментально особо не продвигается.
РАЗВИТИЕ ФОРМ СОГЛАСОВАНИЯ.
Смена одних форм взаимодействий на другие происходит не мгновенно, не как переход с одной ступеньки лестницы на другую. Каждый новый механизм сотрудничества возникает и развивается в присутствии предыдущего, постепенно вытесняя его, пока не начнет господствовать сам. Затем в процессе дальнейшего развития организации его начинает вытеснять ещё более совершенный механизм сотрудничества. На рисунке 1 показана диалектика этого процесса.
Рис. 1
На приведенной шкале каждый механизм сотрудничества занимает 10 делений шкалы, которые в дальнейшем мы будем именовать как условные единицы развития уровнями сотрудничества (ус). Так, 20 ус следует понимать как 20-й уровень сотрудничества на шкале развития их форм. Этот уровень соответствует максимальному проявлению авторитарных согласовательных свойств и представлен желтым цветом. Авторитарного здесь 100%. Если же рассматривать уровень 25 ус, то его характер на 50% авторитарный, а на 50% договорный. Механизм сотрудничества уровня 22 ус по своему характеру на 20% договорный (зеленый цвет) и на 80% авторитарный (желтый цвет). Это всё можно проследить на рисунке 1.
Любой механизм сотрудничества в случае его господства (преобладания) в обществе или коллективе отражается в психике участников, определяет индивидуальную ментальность каждого из них. Разумеется, у каждого человека ментальность индивидуальна, но социальная общность людей порождает и общие закономерности в развитии ментальности. Так, менталитет членов рабовладельческого общества во многом определялся характером отношений принуждения и подавления одних людей другими и местом каждого человека в этих отношениях. А вот, например, отношения членов гражданского общества, основанного на защите прав человека и рыночных принципах, порождают и соответствующий тип ментальности. Она тоже постепенно развивается вслед за изменением форм сотрудничества, социальными изменениями, проходя соответствующие этапы развития.
Новые, более совершенные, чем прежние, механизмы сотрудничества возникают в обществе в силу множества объективных причин. Но при использовании их длительное время они постепенно входят в привычки, культуру, закрепляются во всех сферах общественной жизни: в производственных отношениях, системе распределения, образовании, быту, культуре и т.д. Так происходит организационное развитие общества и человечества в целом.
Сегодня мы можем застать на Земле применение в той или иной форме практически всех типов механизмов сотрудничества. Это объясняется не только тем, что существуют общества и группы людей с разной степенью социального развития, но и тем, что ментальность каждого человека последовательно развивается, идя от простых форм к более совершенным. Поэтому молодые люди обычно имеют более низкий уровень социального и духовного развития. У них обычно и ментальность менее зрелая, чем у взрослых. Да и сотрудничают с ними с помощью более простых согласовательных процедур.
Конечно, в развитых странах используются более совершенные, а в отсталых – более примитивные механизмы согласования деятельности. Это отражается и в уровне развития ментальности людей. Но и в каждой отдельной организации, фирме или компании используется отнюдь не одинаковая структура механизмов сотрудничества. Как правило, в более развитых компаниях используются и более совершенные МС. Впрочем, если задачи компании технологически не очень сложны, то возможно эффективное использование и менее совершенных форм организации.
Не нарушает этих выводов и китайский феномен быстрого эффективного хозяйственного развития в последние десятилетия, поскольку в промышленности КНР в основном преобладают технологии, разработанные в других странах, а в Китае они в основном только подражательно используются. Это несоизмеримо проще, чем разрабатывать с нуля новейшие конструкции на основе последних высокотехнологичных достижений. Осуществлять такие разработки можно лишь на основе высокого уровня организации.
Изложенная здесь концепция развития форм сотрудничества, производственных отношений и ментальности людей позволяет дать новые ответы на принципиальные вопросы теории организации. В частности, становятся понятными направление и траектория развития организации. Появляется шкала для оценки качественного уровня развития организаций, степени их совершенства. Появляется возможность оценки совершенства любых организационных форм прошлого, настоящего и будущего, возможность оценки уровня развития ментальности конкретных лиц и степени их готовности к тем или иным формам взаимодействий. Открываются новые возможности оценки качества самих форм организации. Без ответов на эти кардинальные вопросы наука об управлении людьми не могла существовать, как таковая.
Некоторые горе-специалисты по управлению выдают менеджмент за науку об управлении. Какая же это наука, если в ней нет теории, нет объективных законов, а всё сводится к описанию успешных примеров бизнеса в совершенно чужих для нас условиях работы. У науки должен быть свой объект исследования, свои инструменты, методы исследований, способы описания и моделирования объекта исследований. В менеджменте этого нет. Потому он и не может достаточно успешно применяться на новой почве, в иных условиях, чем рассматриваемые в нем примеры.
Теория организационной деятельности (ТОД), базирующаяся на изложенной выше концепции, позволяет по-новому, более глубоко и обоснованно анализировать состояние любых организаций, оценивать деловой потенциал их персонала и целенаправленно совершенствовать управление. Это фундаментальная наука для организации управления. В отличие от психологии, ТОД изучает не психику человека, а формы и отношения сотрудничества между людьми.
Всё это мы и будем конкретно рассматривать в последующих темах. В результате вы научитесь глубже понимать существующие организации, происходящие в них процессы, точнее ориентироваться в направлениях и методах их совершенствования, в оценке деловых качеств персонала и путях повышения эффективности его деятельности.