СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И НАУЧНЫЕ НОВИНКИ ОТ ГЕОРГИЯ ВАНИЕВА:

Тест
Электронный кадровик
Система оценки работ
Книга "Управление персоналом. ТОД"
Атлас
Статьи
Коротко о теории организационной деятельности
Школа управления
Об авторе
На главную
Отзывы
  • Тест
  • Электронный кадровик
  • Система оценки работ
  • Книга "Управление персоналом. ТОД"
  • Атлас
  • Статьи
  • Коротко о теории организационной деятельности
  • Школа управления
  • Об авторе
  • На главную
  • Отзывы

К СОДЕРЖАНИЮ

Основные типы сотрудничества.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

   Теория организационной деятельности (ТОД) – это наука о формах сотрудничества,  производственных отношениях, организационных законах и способах повышения эффективности совместной деятельности.

   Человек – существо общественное. Его деятельность носила, носит и будет носить коллективный характер, а всякая работа в одиночку есть лишь частный, временный эпизод, не нарушающий общественного в целом характера деятельности людей.  В этой сфере, как и в любой другой, существуют объективные законы, знание которых позволяет действовать более результативно, меньше ошибаться и уверенно улучшать  результаты коллективной деятельности в любой сфере.

   В принципе, существует только 6 основных форм обеспечения согласованности деятельности, названных мною механизмами сотрудничества (МС) (см. таблицу 1).

Таблица 1

  ОТЛИЧИЯ   ОСНОВНЫХ   ТИПОВ  СОТРУДНИЧЕСТВА  

Наименования

характеристик

Машинальный МС

Принудите-льный МС

Авторитар-ный МС

Договорный

 МС

Коллегиаль-ный МС

Саможе-ланный

Психологичес-кий элемент согласования

Машинальные

действия,

привычки

 

Страх

 

Почитание

 

Взаимный долг

 

Общий интерес

 

 

Собственное желание

Согласующие

управленческие

инструменты

Сигналы,

подражательные

инстинкты

Угрозы, приказы, наказания

Указания,

призывы,

похвалы, критика

Предложение

соглашений,

компромиссы

Обсуждение,

аргументы,

доказательс-тва

 

Полное

доверие

 

  Духовная

      опора

 

Традиция, пример предков и старших

Страх  перед неодолимостью господствующей силы

Вера в главу,

надежда на него и любовь

Убежденность в выгодности

договорных институтов

Осознание общности интересов и возможностей

Полное

знание и любовь к ближнему

Типичные

нормы

поведения

 

Быть, как все

 

Против силы не попрешь

 

 

Начальству виднее

 

 

Услуга за услугу

 

Одна голова –хорошо, а две - лучше

 

Охота пуще неволи

Понятие справедли-

вости

 

Соблюдение

традиции

 

Сила всегда права

 

Старший всегда прав

Закон – высшая справедливость

 

Прав, если

сумел убедить

 

У каждого своя правда

Способы доказательств

 

Соответствие традиции

 

Угрозы, демонстрация силы

 

Цитирование

указаний

авторитетов

Апелляция к закону, предъявление иска

 

Логические доказательства

 

Компе-

тентное

желание

Порядок принятия решений

Машинальное действие по сигналу

Самый сильный решает всё сам

Последнее слово за главным - он решает

Переговоры-компромисс-

соглашение

Обсуждение-консенсус-совместное решение

Личное решение для общего интереса

Порядок учета мнений исполнителей

Осмысленных

мнений практически нет

Вопреки  воле испол-

нителей

Учитываются авторитетные мнения

 

В соответствии с правилами принятия решений

 

Достижение консенсуса

 

Каждый решает сам

 

 

  В целом они составляют 6 последовательных ступеней в качественном развитии организации.  Это – машинальное сотрудничество, принудительное, авторитарное, договорное, коллегиальное и саможеланное.  Иных форм согласования взаимодействия людей не существует, если не считать промежуточных форм, смешанных или переходных. Не существует и иной последовательности в развитии этих механизмов. Во всём мире сотрудничество развивается именно в этой последовательности, касается ли это отдельного человека или общества в целом. Вначале люди осваивают механизм машинального сотрудничества, потом принудительного, затем авторитарного, договорного, коллегиального и, наконец,  механизм саможеланного сотрудничества.

   На заре человечества, во времена самого примитивного общественного устройства сотрудничество было в основном машинальным, основанным на традициях, привычках и подражании. Это было первобытное общество. Его неосознанным девизом является фраза: будь, как все; во всем действуй  традиционно; делай так, как делалось всегда. Такое поведение позволяло выжить, не имея науки, медицины, письменности и других культурных достижений. Кто отходил от этого и полагался на собственные суждения – быстро погибал, поскольку человек ещё пребывал во тьме полуживотного существования.

   Позже, в процессе развития человеческих отношений стало использоваться осознанное принуждение.  Как форма достижения целей, решения новых задач примитивного сотрудничества это оказалось более эффективным. Правда, с позиций сегодняшних понятий трудно назвать такие отношения «человечными» и использовать здесь термин «сотрудничество».  Но такой период в истории человечества существовал очень долго и повсеместно, даже в случаях, если какие-то племена обитали изолированно, где-нибудь на  островах Тихого океана. На этом механизме, в частности, был организован рабский труд и стояла Римская империя. Сущность принудительных отношений передают пословицы:  кто сильнее, тот и прав; плетью обуха не перешибешь;  бей жену молотом, будет жена золотом.

   Следующим этапом в развитии форм организации коллективной деятельности было появление авторитарного сотрудничества, основанного на почитании старших и выполнении их указаний. Этой форме организации  классически соответствуют феодализм и авторитаризм. При своем появлении эти формы были самыми эффективными и ознаменовали серьезный шаг в развитии организации. Авторитарные отношения отражают пословицы: каждый сверчок знай свой шесток; кто старше, тот умнее; старший всегда прав. 

   Но со временем появился механизм договорного сотрудничества, на основе которого развились товарно-денежные отношения и рыночные формы организации. В основе их – взаимные обязательства, закрепленные в соглашениях сторон в качестве компромиссов, и баланс интересов участников-партнеров. Эти отношения существенно более сложные, требующие наличия определенной институциональной инфраструктуры и гарантий общества на соблюдение сторонами своих обязательств.

   Освоение и умелое использование механизма договорного сотрудничества стало у нас сегодня очень  актуальным, поскольку реализует более совершенную, чем авторитарная, организацию. Но существуют страны, в которых договорной механизм сотрудничества давно стал господствующим в хозяйственной жизни и широко распространился в других сфера общественной жизни. Суть этого механизма отражают пословицы: с чужой телеги хоть в грязь; договор дороже денег; копейка обоз гонит.

   Следующим этапом в развитии организации является освоение механизма коллегиального сотрудничества. Он основывается на общности интересов, общности возможностей в принятии и осуществлении решений. Достижение консенсуса здесь не результат нажима, внушения или компромисса, а лично выношенный, логичный шаг в реализации общих интересов. Этот механизм сотрудничества по большому счету находится пока в стадии освоения даже в самых развитых странах. Из всех ранее названных он наиболее совершенный и сложный. Зато он позволяет решать и наиболее сложные задачи.  По порядку это пятый МС. Его бледным отражением может служить пословица: одна голова хорошо, а две – лучше.

   В принципе, существует и 6-й МС. Правда, он практически пока нигде не актуален. Именно это затрудняет возможность дать ему достаточно понимаемое всеми название. Поскольку в этом механизме основой для сотрудничества является собственное желание каждого участника в решении определенных задач, то и название он получил соответствующее – саможеланный.  Есть пословица: охота пуще неволи. Это об этом механизме.

   Исторически общество развивается через возникновение и использование более совершенных механизмов сотрудничества. На каждом этапе развития организации оно достигает определенного уровня и использует определенные механизмы сотрудничества, идя от простых, примитивных к более сложным, совершенным. Это происходит по объективным законам. Каждый отдельный человек тоже соответственно развивается. Ментальность каждого человека постепенно развивается, переходя ко всё более совершенным формам, соответствующим более совершенным МС.

    В младенчестве возможно только машинальное сотрудничество. Поэтому вырабатываются нужные привычки или используются врожденные, неосознанно реализующиеся действия и  инстинкты. Так машинально осуществляется «сотрудничество» между  матерью и ребенком.

   Затем постепенно ребенок осваивает принудительные отношения, устрашающие понятия: «нельзя», «бу-бу», «бабайка», «упадешь», «побью» и т.д.  Это такие же элементы принудительного воздействия, как и принудительное отдергивание от опасных вещей, ям, электроприборов, принудительное оставление в детском саду и т. д.

   На следующем этапе развития прививается уважение к родителям и старшим. Так осваиваются нормы  уже авторитарного сотрудничества.  При благоприятном стечении обстоятельств развития человек в дальнейшем осваивает и более совершенные механизмы – договорный и коллегиальный. Но это уже индивидуально. Кто-то останавливается где-нибудь на середине этой лестницы и далее социально, ментально  особо не продвигается.

 

           РАЗВИТИЕ  ФОРМ  СОГЛАСОВАНИЯ.

  Смена одних форм взаимодействий на другие происходит не мгновенно, не как переход с одной ступеньки лестницы на другую.  Каждый новый механизм сотрудничества возникает и развивается  в присутствии предыдущего, постепенно вытесняя его, пока не начнет господствовать сам. Затем  в процессе дальнейшего развития организации его начинает вытеснять ещё более совершенный механизм сотрудничества. На  рисунке 1 показана диалектика  этого процесса.

Рис. 1

 

   На приведенной шкале каждый механизм сотрудничества занимает 10 делений шкалы, которые в дальнейшем мы будем именовать как условные единицы развития уровнями сотрудничества (ус). Так, 20 ус следует понимать как 20-й уровень сотрудничества на шкале развития их форм. Этот уровень соответствует максимальному проявлению авторитарных согласовательных свойств и представлен желтым цветом. Авторитарного здесь 100%.  Если же рассматривать уровень 25 ус, то его характер на  50% авторитарный, а на 50% договорный.  Механизм сотрудничества уровня 22 ус по своему характеру на 20% договорный (зеленый цвет) и на 80% авторитарный (желтый цвет). Это всё можно проследить на  рисунке 1.

   Любой механизм сотрудничества в случае его господства (преобладания) в обществе или коллективе отражается в психике участников, определяет индивидуальную ментальность каждого из них. Разумеется, у каждого человека ментальность индивидуальна, но социальная общность людей порождает и общие закономерности  в развитии ментальности. Так, менталитет членов рабовладельческого общества во многом определялся  характером отношений принуждения и подавления одних людей другими и местом каждого человека в этих отношениях. А вот, например, отношения членов гражданского общества, основанного на защите прав человека и рыночных принципах, порождают и соответствующий тип ментальности. Она тоже постепенно  развивается вслед за изменением форм сотрудничества, социальными изменениями, проходя соответствующие этапы развития.

   Новые, более совершенные, чем прежние,  механизмы сотрудничества возникают в обществе в силу множества объективных причин. Но при использовании их длительное время они постепенно входят в привычки, культуру, закрепляются во всех сферах общественной жизни: в производственных отношениях, системе распределения, образовании, быту, культуре и т.д. Так происходит  организационное развитие общества и человечества в целом.

   Сегодня  мы можем застать на Земле применение в той или иной форме практически всех типов механизмов сотрудничества.  Это объясняется не только тем, что существуют общества и группы людей с разной степенью социального развития, но и тем, что ментальность каждого человека последовательно развивается, идя от простых форм к более совершенным. Поэтому молодые люди обычно имеют более низкий уровень социального и духовного развития. У них обычно и ментальность менее зрелая, чем у  взрослых. Да и сотрудничают с ними с помощью более простых согласовательных процедур.

   Конечно, в развитых странах используются более совершенные, а в отсталых – более примитивные механизмы согласования деятельности. Это отражается и в уровне развития ментальности людей.  Но и в каждой отдельной  организации, фирме или компании используется отнюдь не одинаковая структура механизмов сотрудничества. Как правило, в более развитых компаниях используются и более совершенные МС. Впрочем, если задачи компании технологически не очень сложны, то возможно эффективное использование и менее совершенных форм организации.

    Не нарушает этих выводов и китайский феномен быстрого эффективного хозяйственного развития в последние десятилетия, поскольку в промышленности КНР  в основном преобладают технологии, разработанные в других странах, а в Китае они в основном только подражательно используются. Это несоизмеримо проще, чем разрабатывать с нуля новейшие конструкции на основе последних высокотехнологичных достижений. Осуществлять такие разработки можно лишь на основе высокого уровня организации.

   Изложенная здесь концепция развития форм сотрудничества, производственных отношений и ментальности людей позволяет дать новые ответы на принципиальные вопросы теории организации. В частности,  становятся понятными направление и траектория развития организации. Появляется шкала для оценки качественного уровня развития организаций, степени  их совершенства.  Появляется возможность оценки совершенства любых организационных форм прошлого, настоящего и будущего,  возможность оценки уровня развития ментальности конкретных лиц и степени их готовности к тем или иным формам взаимодействий. Открываются новые  возможности оценки качества самих форм организации. Без ответов на эти кардинальные вопросы наука об управлении людьми не могла существовать, как таковая. 

   Некоторые горе-специалисты по управлению выдают менеджмент за науку об управлении.  Какая же это наука, если в ней нет теории, нет объективных законов, а всё сводится к описанию успешных примеров бизнеса в совершенно чужих для нас условиях работы. У науки должен быть свой объект исследования, свои инструменты, методы исследований, способы описания и моделирования объекта исследований. В менеджменте этого нет. Потому он и не может достаточно успешно применяться на новой почве, в иных условиях, чем рассматриваемые в нем примеры.

   Теория организационной деятельности (ТОД), базирующаяся на изложенной выше концепции, позволяет по-новому, более глубоко и обоснованно анализировать состояние любых организаций, оценивать деловой потенциал их персонала и целенаправленно совершенствовать управление. Это  фундаментальная наука для организации управления. В отличие от психологии, ТОД изучает не психику человека, а формы и отношения сотрудничества между людьми.

   Всё это мы и будем конкретно рассматривать в последующих темах. В результате вы научитесь  глубже понимать существующие организации, происходящие в них процессы, точнее ориентироваться в направлениях и методах их совершенствования, в оценке деловых качеств персонала и путях повышения эффективности его деятельности.

 

 

К СОДЕРЖАНИЮ