МЕНТАЛЬНОСТЬ И ЕЁ ПАРАМЕТРЫ
Человеку принадлежит решающая роль в хозяйственной жизни. Формально с этим согласен весь ученый мир. Но реально при решении основных хозяйственных проблем человеческий фактор сплошь и рядом недооценивается. На первое место обычно ставят финансы или технику, технологию, экономику и т.д., а потенциал главного ресурса – человек - во многих случаях вообще не рассматривается, либо учитывается поверхностно, мимоходом. Так происходит потому, что нет достаточно глубокого, научного понимания места человека в хозяйственных процессах, нет достаточно глубокого, научного понимания организации как системы, по каким законам человек функционирует в любой организации, и как повысить её эффективность. Удивительно, но эти важнейшие вопросы оказались на задворках науки и практики. Они десятки лет серьезно не разрабатывались, в отличие от бурного развития технических систем и технологий. В этом курсе мы постараемся устранить этот серьезный пробел, рассмотрев самые ключевые вопросы организации.
Как для компьютеров и роботизированной техники ведущим элементом является программа, так для человека ведущую роль играет ментальность, внутренний настрой. Но если для компьютеров программы привносятся извне людьми, то психика человека самонастраивается на реальные условия, взаимоотношения и задачи, даже в тех случаях, когда ему это помогают делать другие люди. Центральным элементом этой настройки является ментальность.
ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНОСТЬ
Поведение человека только на первый, неискушенный взгляд может показаться произвольным, непредсказуемым. На сам же деле всё, что он хочет, о чем мечтает, какие задачи перед собой ставит, как воспринимает и оценивает действительность – это плод объективно действующих законов, закономерностей, следствие его взаимоотношений с окружающими, уровня его социальной зрелости, производственных и иных отношений с другими людьми, плод внутренней работы психики и сознания. В конечном счете, любым человеком движет собственная психика, но она взаимодействует с социумом, формируется под его воздействием и сама влияет на него.
Для верного понимания истоков поведения человека и возможностей прогнозирования его деятельности важно сначала разобраться в том, что из себя представляет ментальность человека. Традиционно под ментальностью принято понимать некоторый «образ мыслей». С этим можно отчасти согласиться, но это очень поверхностная, нечеткая, я бы даже сказал - бытовая трактовка.
Здесь под МЕНТАЛЬНОСТЬЮ мы будем подразумевать особое комплексное психическое образование, находящееся на стыке сознательного и бессознательного и настраивающее личность на конкретные текущие социальные условия среды, в которой она находится. Проще говоря, ментальность – это настройка личности на определенные отношения с окружающими. Ментальность – образование не вещественное, а психосоциальное, и не застывшее, а динамичное, развивающееся, постоянно приспосабливающее поведение к текущим обстоятельствам. Ментальность формируется индивидуально у каждого человека в процессе его социального развития и сопровождает его всю жизнь, изменяясь и перестраиваясь в соответствии с изменяющимися условиями среды и возможностями индивида.
В состав ментальности входят: характер восприятия окружающего социума; образы окружающих; привычки; стереотипы; навыки общения; полубессознательные желания, полуосознаваемые цели, ценностные ориентиры; машинальные реакции и предпочтения или неприязнь; отношение к каждому из окружающих. Всё это так или иначе определяет поведение человека, направляет по определенным руслам его мышление, формирует эмоции и характер взаимоотношений.
Ментальность индивида – это не застывшее качество психики, а некое множество её состояний, создающих общую картину возможностей её настройки в реальном диапазоне отношений и условий сотрудничества. Приспосабливаясь к конкретной окружающей обстановке, ментальность индивида обычно существенно изменяется. Но эти изменения происходят в рамках его индивидуальных возможностей, опыта и других особенностей личности. Большую роль играет духовная и интеллектуальная жизнь данного субъекта.
Ментальность как настрой психики не следует путать с понятием настроение, которое характеризует положительный или отрицательный эмоциональный фон, напрямую не связанный с настроем психики на ту или иную форму сотрудничества.
Вначале я предполагал, что ментальность довольно стабильное формирование. Но достаточно длительные исследования, наблюдение за изменениями ментальности многих лиц в течение долгого времени привели меня к пониманию того, что ментальность (в том понимании, которое здесь используется) явление довольно изменчивое, а у некоторых лиц - особенно.
МЕНТАЛЬНОСТЬ – ДУХОВНАЯ СУБСТАНЦИЯ
Зная диапазоны изменений ментальности конкретной личности, можно прогнозировать её поведение, реакции на основные социальные явления и проблемы. Поэтому для эффективного управления людьми в первую очередь надо хорошо знать их ментальность.
Но, даже зная её, невозможно в деталях предсказать мысли и точное поведение человека, поскольку оно зависит и от множества других весомых факторов: потока внешней информации, результатов её анализа, различных обстоятельств и событий. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что пути сознания неисповедимы. Но поскольку ментальность придает направленность сознанию, то, зная её, можно понять общий характер, направленность мыслей в целом. Знание ментальности позволяет понять бессознательную настроенность, предпочтения и оценки индивида, можно с определенной степенью вероятности прогнозировать его поступки. На основании излагаемой здесь теории удалось настолько понять ментальность, формализовать и автоматизировать её анализ, что это позволило автоматически давать достаточно объективные комплексные деловые характеристики практически любой личности.
Но как конкретно изучать ментальность? Чужая душа – потёмки, причём потёмки глубокие, сложнейшие. Тем не менее, на основе теории организационной деятельности мне удалось понять сущность этого явления, и в 2003 году разработать тест для исследования ментальности. В результате был создан метод графического отображения ментальности. Это по сути духовное образование предстало в качестве материального объекта – графика, который можно детально изучать, хранить и использовать в управленческой и воспитательной работе. Образно говоря, теперь можно «заглянуть человеку в душу», конечно, если он сам на это согласен и добровольно прошел тестирование. Пример графика ментальности показан на рисунке 6.
Это - график (его часть) – одномоментный внутренний настрой ментальности 11-летнего школьника. По вертикали графика (числами показаны величины усредненных оценок пословиц)
Рис. 6
отображается степень положительного отношения испытуемого к нормам поведения, соответствующим номерам позиций шкалы развития ментальности (нижний горизонтальный ряд чисел до 24). Из графика видно, что в ментальности присутствуют элементы двух механизмов сотрудничества: машинального (черный цвет) и принудительного (красный цвет). Преобладают элементы и качества принудительного характера. И совсем не случайно, поскольку учиться этого школьника побуждают, а отчасти и принуждают учителя и родители.
Такие графики показывают, как относится индивид к разным нормам отношений. Это ключ к сотрудничеству с ним. Как будет показано ниже, подобные графики способны отражать очень многое для понимания личности, выявления её отношения к тем или иным формам сотрудничества, оценки делового потенциала в разных условиях взаимодействия с нею, оценки уровня её социального развития и другого.
Анализируя графики, можно не только понять текущую настроенность личности, но и с определенной вероятностью прогнозировать, насколько охотно она будет сотрудничать в других организационных условиях. То есть можно не экспериментировать с живыми людьми в организационных вопросах, а сразу опереться на знание параметров их ментальности и объективных законов организации. Подобной информации ранее не существовало. Это новый аналитический инструмент для лучшего понимания делового потенциала личности и совершенствования организации.
Ранее в организационных вопросах приходилось либо двигаться с завязанными глазами, методом проб и ошибок, либо копировать чей-то успешный организационный опыт, который очень часто в иных условиях оказывался совершенно бесполезным, а то и вредным.
КАК ОТОБРАЗИТЬ МЕНТАЛЬНОСТЬ
Как же удалось смоделировать, отобразить ментальность графически? Пожалуй, самым трудным было разобраться в её природе. Затем удалось создать зондирующие средства, позволяющие определять параметры ментальности. После поисков и экспериментов удалось нащупать эффективное средство для такого зондирования – оценку индивидом определенного комплекса пословиц. Правда, сначала пришлось изучить оценки тысяч пословиц тысячами людей, и не просто всех людей подряд, а в разрезе разных групп населения и уровней социального развития. Это было гигантское по объему исследование.
Тестируемому предлагается оценить правдивость примерно 40 пословиц, каждая из которых соответствует определенной норме морали ментальности соответствующего уровня шкалы её развития, соответствующей группы лиц. В результате, оценивая пословицы, индивид косвенно сообщает о параметрах собственной ментальности. На основании этого автоматически строится кривая, отражающая индивидуальный график его ментальности, делаются многочисленные расчеты и анализы. На основе исследования тысяч таких графиков и сопоставления их с реальным поведением конкретных людей удалось научиться понимать, как в форме графика отражаются особенности ментальности, а затем и формализовать эти закономерности в конкретную методику и компьютерную программу, составляющую деловые характеристики, определяющую деловой потенциал и многое другое.
Методика данного теста, в отличие от психологических тестов, не использует для получения деловых характеристик жесткой увязки каких-то наборов конкретных ответов с заранее сформулированными на них вариантами заключений. Не использует она и прямых вопросов на темы ведения бизнеса. Не используются одни и те же пословицы при каждом повторном тестировании. Между тем, при стабильности ментальности повторные тестирования дают почти совпадающие кривые графиков. Это свидетельство надежности методики, объективности её результатов.
Но как же создаются надежные комплексные деловые характеристики? Здесь используются множество ноу-хау чисто научного характера. Вначале по ответам респондента автоматически строится график ментальности, который затем на основании специальных методов многогранно автоматически анализируется по множеству числовых параметров. Исходя из этого анализа, программа из слов или словосочетаний формирует каждый вывод, заключение, каждое предложение, а из них получается характеристика в целом.
Благодаря этому графики и выдаваемые словесные деловые характеристики каждый раз отражают малейшие изменения параметров ментальности, настроя индивида. Именно поэтому и из-за возможной некоторой неточности выбора ответов дословно совпадающих текстов характеристик практически не бывает. Число возможных вариантов текста деловых характеристик столь велико, что не представляется целесообразным даже пытаться точно его подсчитывать. Испытуемый всегда получает абсолютно индивидуальную характеристику с учетом того конкретного настроя ментальности, который был у него в момент тестирования.
Из-за этого при неоднократном, вполне добросовестном тестировании тексты деловых характеристик индивида могут в некоторой степени не совпадать, но эти несовпадения отражают реальные изменения его настроя за периоды между тестированиями. Поэтому все несовпадения в его характеристиках следует трактовать как их дополнения друг друга или произошедшие изменения ментальности. Многочисленные повторные тестирования отражают как стабильность, так и динамику ментальности. Это позволяет глубже её изучать.
Строго говоря, отдельный график надо понимать как объективное отражение только одного конкретного настроя ментальности на момент тестирования. При других настроях получаются несколько другие графики. Но в совокупности они характеризуют в целом ментальность конкретного человека. Такое понимание ментальности кому-то может показаться расплывчатым. Однако оно объективно отражает её специфическую сущность и как систему постоянной настройки психики на изменяющиеся условия окружающей индивида среды.
Поскольку в сфере субъективных оценок присутствуют вероятностные величины, то и результаты анализов носят определенную степень достоверности. За годы совершенствования теста постоянно росла его надежность. К настоящему времени уровень достоверности результатов доведен до таких величин, когда можно говорить о вполне достаточной степени достоверности характеристик и оценок делового потенциала. Для примера рассмотрим конкретные графики ментальности. Сразу заметим, что термин график ментальности здесь и в последующем используется нами для краткости вместо выражения график разового настроя ментальности.
ПРИМЕРЫ ГРАФИКОВ МЕНТАЛЬНОСТИ
На рисунке 7 график ментальности 35-летней женщины, главного редактора газеты. Это результат однократного тестирования на её рабочем месте.
Рис. 7
На графике прекрасно видна существенно более высокая, чем у школьника, социальная зрелость личности. В ментальности присутствуют договорные (зеленый цвет) и авторитарные (желтый цвет) качества при полном отсутствии принудительных. Невысокая кривая графика в диапазоне 23-30 отражает сдержанность в оценке правильности пословиц, что косвенно говорит о наличии осторожности и отсутствии излишней самоуверенности. Это вполне точно характеризует внутренний настрой данного редактора газеты.
На рисунке 8 показан график успешного предпринимателя, бизнесмена, богатого человека.
Рис. 8
Это довольно цивилизованный бизнесмен среднего масштаба деятельности, работающий в
сфере современных технологий. Он хозяин быстро развивающейся организации. Большинство его подчиненных имеют высшее образование. Сам он имеет репутацию энергичного, уважаемого, корректного в общении, хорошо знающего дело бизнесмена. На графике видно, что в его ментальности явно выражен и преобладает договорной (зеленый цвет), рыночный настрой, который прежде всего и нужен для успешного ведения цивилизованного бизнеса. Всё говорит о том, что его деловые успехи совершенно не случайны. Наличие в ментальности небольшой доли авторитарных (желтый цвет) и принудительных (красный) элементов отражает реальную возможность частичного использования им и этих механизмов. Но последние отнюдь не преобладают.
Анализ графиков ментальности его работников показал, что никто из них не превосходит его в доле присутствия договорного механизма и даже не приближается по данному показателю. Это объясняет ментальную основу его успехов в бизнесе. Проще говоря, график показывает, почему именно он является успешным бизнесменом.
Это весьма поучительно, поскольку примитивные представления о бизнесе исходят из того, что богатство наживается лишь с помощью насилия или обмана. Об этом же человеке можно сказать, что свое состояние он приобрел в честной конкурентной борьбе с огромным количеством предпринимателей в той же сфере деятельности.
На цветных индивидуальных графиках ментальности (см., например, рис.13) имеются желтые пунктирные линии. Они соединяют первоначальные средние оценки пословиц теста до сглаживания кривой графика ментальности. Если бы сглаживания не было, то анализировать ментальность визуально было бы существенно труднее. Сглаживание кривой графика позволяет также во многом ослабить случайные влияния на процесс оценивания пословиц, избавиться от «шумов», мешающих обнаруживать устойчивые закономерности.
Развитие ментальности обычно связано с ближайшим социальным окружением, с характером отношений между людьми. Можно сопоставить ментальность двух лиц путем наложения их графиков. На рисунке 9 показано наложение графиков двух подруг-студенток.
Рис. 9
При наложении графиков легче находить их сходства и отличия. Обнаруживаемое подобие объясняет схожесть их взглядов, поведения и оценок, удобство общения и взаимопонимание между ними, а отличия графиков объясняют разницу в поведении и оценках. Интерпретацию форм графиков мы будем подробнее рассматривать в пятой теме.
Каждый график ментальности отражает настрой индивида на конкретную ситуацию. В периоды возникновения угроз, опасностей и необходимости мобилизоваться в борьбе с ними графики ментальности отражают усиление соответствующих качеств индивида, его ментальную настройку на фактические условия бытия. Ментальность реализует эту настройку, а диагностика ментальности фиксирует это в параметрах графика, в определенной форме его кривой.
Но не надо думать, что ментальность любого человека способна сразу идеально настроиться на любую ситуацию. Это не так. У каждого индивида свой диапазон имеющихся на данный момент возможностей. Кривая графика ментальности может гибко изменяться, но в определенных индивидуальных пределах возможностей данного субъекта в текущем периоде времени. Ментальность всё-таки не безразмерный чулок, а порождение множества факторов: опыта, культуры, знаний, привычек, стереотипов, влияния окружающих и собственного сознания. Всё это не может в одночасье измениться до прямо противоположного состояния.
Мне довелось в течение ряда лет следить за изменениями ментальности одних и тех же лиц, что позволило глубже вникнуть в этот вопрос. Например, с помощью периодического тестирования одного молодого мужчины я проследил, как менялась у него ментальность в период перед разводом с женой, во время развода и позже при создании второй семьи. График изменялся, отражал сильные внутренние перестройки ментальности, переживания, а потом она в основном восстановилась до примерно первоначального состояния и развивалась дальше.
Массовое тестирование в течение семи лет сотен и тысяч самых разных лиц, от бомжей до журналистов, ученых и бизнесменов, дало интересный, обширный материал, позволивший разобраться во многих закономерностях развития и состояний ментальности, позволило научиться понимать разные формы графиков и различные состояния психики по материалам тестирования. Но до сих пор не могу ещё сказать, что всё уже вижу и всё до конца понял. Ментальность – это очень сложный и важный феномен, который, по-моему, должна изучать специальная наука. Назовем её, скажем, менталологией.
Существующие детекторы лжи, по большому счету, не мысли читают, а контролируют реакции организма на сообщаемую информацию. Это - больше сбор косвенных улик, чем действительное чтение мыслей. Знание ментальности не может предсказывать или читать мысли, но дает информацию о вероятной направленности и характере поведения. Это даже более полезно, чем чтение мыслей, если, конечно, речь идет не о криминалистике, а об организации сотрудничества. В бизнесе не столько важны суждения и слова, сколько фактические отношения и предпочтения, которые во многом предопределяются состоянием ментальности.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ГРАФИКИ МЕНТАЛЬНОСТИ
Анализ формы и параметров графиков ментальности открывает множество новых возможностей в совершенствовании организации. Появляется возможность четко понимать, на какие отношения настроена психика конкретного индивида в конкретный момент времени; оценить приемлемость для разных лиц тех или иных форм сотрудничества и методов воздействия. Зная ментальность, можно предсказывать реакцию индивида на те или иные воздействия. Например, можно сказать, кого из работников нецелесообразно строго наказывать, поскольку эффект будет прямо противоположный. Можно предвидеть, кто из работников не будет хорошо работать без принудительных воздействий, а кому самое главное - материальная выгода от работы. Графики ментальности показывают степень настроя на те или иные формы взаимодействий, позволяют предсказывать эффективность той или иной организационной формы, оценивать деловой потенциал отдельных членов и групп коллектива. Всё это – чрезвычайно важные вопросы организации.
Как электрокардиограмма способна отразить особенности работы сердца, так и графики ментальности могут характеризовать настрой человека на определенные формы отношений с окружающими. Это позволяет заведомо оценить возможности индивида к тем или иным формам сотрудничества, находить то, что называют индивидуальным подходом к человеку.
Разные формы сотрудничества обладают далеко не одинаковыми возможностями. Их эффективность зависит от оправданности, органичности применения, от степени соответствия ментальности участников сотрудничества. По графикам ментальности можно давать комплексную деловую оценку человека, правильно строить организацию сотрудничества с ним, добиваясь максимальной эффективности.
Но не только форма и параметры графика позволяют диагностировать ментальность. В тесте для автоматического её анализа рассматривается структура ментальности, оцениваются величины разброса параметров, отклонений ответов, делаются сопоставительные расчеты и используются другие не графические приемы.
Допускаю возможность и других способов отображения характера ментальности, но использованный мною в данной работе имеет фундаментально важное свойство – показ различных качеств ментальности в разрезе шкалы её развития. Это очень удобно для оценки степени совершенства рассматриваемых явлений.
Очень важно, что тест по оценке деловых качеств общедоступен, краток, прост, корректен, не содержит мудреных или интимных вопросов. Но при этом он достаточно надежен и полезен. Любой человек может им легко воспользоваться через Интернет, потратив всего 5-10 минут.
Как это замечательно! Каждый может получить не субъективную, а объективную, научно обоснованную, деловую характеристику. Это социально очень важный момент, поскольку огромное число людей рвется в бизнес, к деловому преуспеванию, готовы ради этого рисковать, но имеют очень смутные, часто глубоко ошибочные представления о своих способностях, что чревато настоящими драмами и трагедиями. Выбирая жизненную стезю или принимая судьбоносные решения, многие ориентируются не на объективные факты, а на силу своих желаний, предвзято переоценивают свои деловые способности. Тест дает количественную оценку делового потенциала каждого. Это чрезвычайно важно для молодых людей, у которых обычно много энергии, эмоций, но мало опыта и профессиональных знаний. Заключения теста оказывают им неоценимую помощь.
РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ
Как, за счет чего, почему развивается ментальность индивида? Важно в этом разобраться. Ведь речь идет об уровне развития человека, коллектива и общества в целом. Это прямо касается социального и экономического прогресса. Трудно переоценить важность этого вопроса.
Как это происходит в жизни? Первую ступень – механизм машинального сотрудничества (ММС) - индивид осваивает с помощью родителей и нянек, действующих в процессе ухода за младенцем в основном машинально, по традиции. Тысячелетиями это делалось скорее инстинктивно, чем сознательно. Даже сегодня этот процесс больше опирается на традиции, чем на науку. И дело успешно осуществляется.
Вторую ступень – МПС – тоже большей частью осуществляют по традиции, естественно. В культуре всех народов наряду с бесконечной любовью к малым детям присутствует игнорирование их желаний, если они не совпадают с намерениями взрослых. И здесь не церемонятся, используют принуждение. Идти или не идти в детский сад решает не ребенок, а его мать. Кушать ребенку или не кушать тоже решают взрослые. Что кушать, где и как гулять, как одеться и так далее решают не малые дети, а их мамки и няньки. И при этом сплошь и рядом применяют принуждение, а то и шлёпают непослушных. Именно так в психику и сознание ребенка входит МПС. Надо признать, что несмотря на домашность освоения этих МС, процесс практически всегда завершается успешно. В рамках ММС младенцы осваивают массу навыков и привычек, а в рамках МПС дети приобретают страх перед основными опасностями: ямами, режущими предметами, чужими людьми, темными помещениями, электричеством, машинами на дорогах, строгостью отцов и так далее. И это всем потом помогает в жизни.
Следующий, авторитарный механизм сотрудничества (МАС) осваивается в период школьного возраста. Здесь большую роль играют семья и школа. У ребенка должны появиться уважаемые люди, авторитеты, наставники. Процесс освоения МАС в определенной степени использует инстинкты, но это не главное. Основную роль здесь уже играют культурные традиции, социальная среда, поведение ближних, характер осмысленных воспитательных действий взрослых.
Существенную роль начинают играть сознание и поведение воспитателей и вместе с тем начинаются сбои, ошибки и недостатки в освоении очередного МС – авторитарного. В результате появляются молодые люди, которые никого не уважают и ничего не признают, ведут себя необузданно и антиобщественно. Они не освоили авторитарного механизма сотрудничества, не прониклись авторитарной моралью или не нашли убедительного авторитета, лидера.
Между прочим, потребность в кумирах на этом этапе социального созревания (освоения МАС) люди испытывают естественным образом. И… находят кумиров. Правда, зачастую не там, где нужно. Достаточно посмотреть на различного рода фанатов, поклоняющихся эстрадным артистам. Эстрада с удовольствием на этом паразитирует. Это – большие деньги.
Второй проблемой освоения МАС является культура общества, поскольку даже во взрослой среде нет однозначного отношения к авторитарным отношениям. Одни их придерживаются, а другие проклинают и отвергают. Всё это неизбежно отражается на плохом освоении школьниками МАС. Поэтому до освоения договорного механизма школьники, как правило, не доходят.
Следующий, очередной механизм - договорной (МДС). Если посмотреть молодежь в возрасте от 17 до 23 лет, т.е студенческую, проходящую тестирование на моем сайте, то оказывается, что из 500 человек ментальность 16 ус и выше (АМ >15 ус, т.е. преобладающе авторитарную ) имеют 57 человек - 11.4% от всего количества протестированных. А у остальных - меньше!
Кстати, имеющих преобладающе договорную ментальность среди них 7 человек. Это 1.4 %, т.е. где-то в масштабе погрешности анализа. Среди протестированных в возрасте 35-55 лет, имеющих договорную ментальность 6%, т.е. в самом дееспособном контингенте, примерно лишь каждый 17-й вполне осознанно принимает рыночные реформы! Остальные их не понимают и, наверное, потому не торопятся к ним приспособиться. Вот в каких условиях идут реформы!
Среди молодежи примерно только каждый десятый вполне освоил МАС, а МДС – лишь каждый 71-й! Эти цифры полезно бы знать тем в России, кто называет себя демократом или либералом, совершено не имея соответствующей ментальности. Даже студенческая молодежь в странах СНГ не освоила рыночные (договорные) отношения. Она-то и авторитарные отношения в полной мере не освоила. Иными словами, ментальность молодежи по меркам истории – пока ещё в прошлых веках. Вот где резервы для ускорения развития общества, для воспитательной работы.
Нужно не призывать молодежь учить стариков, как это делал Мао Дзедун, а призывать учиться у стариков, хотя бы авторитарной ментальности, а затем и договорной, коллегиальной. Впрочем, молодежь сегодня к такой постановке вопроса обычно не готова. Ей больше нравится заискивание с нею и фильмы, ориентированные на МПС и МАС.
Вернемся к вопросу о способах освоения механизмов сотрудничества. Надо признать, что примитивные механизмы (ММС и МПС) успешно осваиваются традиционными способами. МАС осваивается полустихийно, полуосознанно, с довольно посредственным результатом.
Освоение же механизма договорного сотрудничества (МДС) стало общественно осознанным, целенаправленным актом. Именно в этом ракурсе можно рассматривать деятельность Сергея Витте, Петра Столыпина, Егора Гайдара, Анатолия Чубайса и многих других, осуществлявших в России рыночные реформы, а следовательно, внедрявших договорную мораль, рыночный тип ментальности. Это в высшей степени осознанная, целенаправленная работа, особенно в наше время.
В таких странах, как Франция, Англия, Бельгия, договорные отношения появлялись во многом стихийно, постепенно, часто не вполне осознанно. На это ушли столетия. У нас этот процесс только идет, продолжаясь менее 20 лет. За это исторически короткое время стихийно ментальность у сотен миллионов людей полностью измениться не может. Только последовательная, целенаправленная, грамотная работа по внедрению гражданского общества способна привести к развитию ментальности до требуемого рынком уровня, хотя бы у ведущей, наиболее дееспособной части населения.
В период горбачевской гласности общество как бы пришло к пониманию необходимости рыночной экономики. Но большинство надеялось сразу оказаться в новом обществе, лишь дав на это своё согласие. Всё оказалось гораздо сложнее, понадобилось осуществлять огромные, сложные, многоплановые преобразования во всех сферах жизни общества. Возглавляет эту тяжелую работу государство. И каждый член общества должен в этих условиях переварить всё то новое, что приносят реформы, принять новые нормы жизни, стать социально более зрелым, достигнув уровня не менее 26 ус. Только тогда можно говорить о преобладании у него договорного характера ментальности.
Судя по всему, освоение коллегиальных норм, повышение ментальности до уровня не менее 36 ус потребует массового применения научных знаний, специального обучения этой морали и отношениям. Но это задача в целом для нашего общества пока не актуальна. Она имеет скорее смысл лишь для отдельных малых, творческих коллективов. На этом вопросе здесь мы более подробно останавливаться не будем, поскольку есть значительно более животрепещущие темы.
Полагаю, что серьезное изучение теории организационной деятельности объективно приводит к росту социальной зрелости, развитию ментальности. По крайней мере, у тех, с кем я проводил занятия по ТОД, это неизменно происходило, если перед этим уровень развития ментальности у них превышал средний для нашего населения. В частности, у них частично были уже освоены договорные нормы поведения и морали.
Интересно отметить наличие важного феномена возрастного изменения взглядов. Так, пословицу «Нахальство города берет» юноши (16-30 лет) оценивают максимально положительно на уровне развития ментальности АМ=12 ус, а мужчины старше 30 лет максимально положительно оценивают эту же пословицу при уровне их ментальности АМ=7 ус. Это можно понимать так, что с возрастом, с культурным созреванием отношение к нахальству становится у всех более отрицательным. То, что в молодежной среде приемлемо (на уровне развития 12 ус), то у взрослых соответствует взглядам существенно менее развитых лиц. Это говорит о том, что с возрастом, по крайней мере, повышается культура общения.
Подобного рода отличий в оценках одних и тех же пословиц разными полово-возрастными группами огромное множество. Здесь, пожалуй, больше отличий, чем сходства. Но при этом повсеместно наблюдаются определенные закономерности.