ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА
Первым законом ТОД следует назвать закон последовательности развития, который гласит: развитие форм организации может происходить только в определенной последовательности, проходя через шесть основных типов сотрудничества: машинальный, принудительный, авторитарный, договорной, коллегиальный и саможеланный. Каждый следующий тип идет, как развитие предыдущего, как шаг к большему совершенству.
М → П → А → Д → К → С
Объективно существует такая последовательность чередования характера механизмов сотрудничества при их развитии:
1 – Машинальный - коллективистский,
2 – Принудительный - индивидуалистский,
3 – Авторитарный - коллективистский,
4 – Договорный - индивидуалистский,
5 – Коллегиальный - коллективистский,
6 – Саможеланный - индивидуалистский.
Столь четкое чередование двух принципов индивидуальности и коллективности обусловлено их функциональной противоположностью и логической связью. Каждый из этих принципов вполне конструктивен. Но при развитии очередного механизма до определенного уровня у него обостряются родовые недостатки, которые могут быть устранены лишь с переходом на противоположный принцип отношений в следующем механизме сотрудничества. Так происходит последовательное развитие форм организации, переход от одной к другой. Эта очевидная устойчивая закономерность чередования, видимо, обусловлена некой спиралеобразной траекторией развития организации. Впрочем, это уже философский вопрос.
«ТРИ КИТА» РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Второй закон гласит: внутренними предпосылками для возможности освоения более совершенного механизма сотрудничества являются достаточные уровни желания решать задачу, умения её решать и взаимного доверия между участниками сотрудничества. Такое триединство предпосылок обязательно, поскольку только вместе они составляют фундамент организационного развития. В то же время, среди этих элементов имеется ведущий, краеугольный - желание. При достаточной его величине индивид проявляет настойчивость в приобретении соответствующих умений. Что же касается доверия, то оно обычно появляется, когда сотрудничающие убеждаются в наличии у субъекта и желания, и умения решать задачу. Таким образом, предпосылками развития форм сотрудничества является рост желания, умения и доверия.
ЗАКОН КОМПЛЕКСНОГО СООТВЕТСТВИЯ
Формы организации должны соответствовать сложности решаемых задач и уровню развития ментальности участников. Все три элемента взаимозависимы и должны соответствовать друг другу.
МС ←→ СлЗ
↑→М←↑
Здесь и далее: МС – используемые механизмы сотрудничества (формы организации),
СлЗ – сложность решаемых задач,
М - характер ментальности (уровень её развития) участников сотрудничества.
Выбор используемого механизма сотрудничества обусловлен уровнем сложности решаемых задач и уровнем развития ментальности участников сотрудничества. Если используемый механизм сотрудничества недостаточно совершенен для решаемой задачи, то он либо не обеспечит решение задачи, либо потребует неоправданно больших затрат на их решение.
Но и допустимая сложность решаемых задач зависит от уровня развития ментальности и используемых МС. Здесь всё взаимосвязано.
ЗАКОН РОСТА СЛОЖНОСТИ ЗАДАЧ
чем сложнее решаемая задача, тем совершеннее должен быть используемый механизм сотрудничества. Если задача достаточно сложна и используемый механизм ей не соответствует, то либо её решение сорвется, либо для успеха потребуется существенное увеличение организационных затрат.
Если СлЗ ↑ , то МС должен ↑
где ↑ - рост, повышение.
Так, если некоторая задача усложнилась и требует, чтобы её решали уже не авторитарными, а, скажем, договорными методами, но организаторы не меняют форму согласовательной деятельности, то для продолжения решения данной задачи по-старому им придется идти на существенное повышение организационных затрат. Такими затратами, например, могут быть: повышенная потребность в численности рабочей силы, потери из-за текучести рабочей силы, нерациональное использование оборудования, повышенные расходы на подготовку специалистов, рост общего фонда заработной платы без соответствующей отдачи и так далее. Подобный рост затрат в реальности возможен лишь тогда, когда организаторы обладают свободными, избыточными ресурсами. Если же таких ресурсов нет, то деятельность по решению соответствующей задачи, скорее всего, прекратится.
Переход на более совершенные механизмы сотрудничества – дело зачастую не такое простое, как может кому-то показаться. Причина в том, что господствующие формы организации тесно связаны с преобладающими в обществе или данной организации представлениями, традициями и пониманием путей совершенствования работы, предпочтениями специалистов, наконец, со всей системой ценностей, культурой данного общества или коллектива. Переход в таких условиях на иные, непривычные для большинства формы организации может быть сопряжен с разногласиями, спорами и конфликтами, способными сорвать освоение новой формы организации. Это часто ведет к неоправданным потерям, застою в повышении эффективности работ.
ЗАКОН ДОСТАТОЧНОЙ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
Чем совершеннее используемый механизм сотрудничества, тем более высокого уровня развития ментальности он требует. Для использования более совершенного механизма сотрудничества необходим и соответственно достаточно высокий уровень развития ментальности, уровень социальной зрелости.
Высокий МС требует и высокой М
Если же уровень развития ментальности существенно отстает от уровня используемых механизмов сотрудничества, то страдает эффективность организации, действенность согласовательной функции. Рост социальной зрелости членов сотрудничества обычно и происходит в процессе их регулярного успешного участия в более совершенном механизме сотрудничества. Сказанное отнюдь не значит, что участие индивида в более высоком, чем его ментальность, типе согласовательных процедур сразу, автоматически приводит к повышению его зрелости. Всё происходит не столь механично, однозначно и быстро. На развитие ментальности влияют и другие факторы: длительность и частота используемых форм согласования, степень успешности этих процедур, участие в иных формах сотрудничества, различные субъективные влияния и т.д. Но чем больше соответствует ментальность характеру организации, тем она полноценнее, успешнее и надежнее функционирует.
ЗАКОН ПАДЕНИЯ УРОВНЯ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА
Если используемый механизм сотрудничества не обеспечивает удовлетворительного решения стоящих задач и отсутствует возможность применить более совершенный механизм сотрудничества, то оно либо прекратится, либо перейдет на более низкий уровень, т.е. на менее совершенный механизм.
Если МС не растет и не соответствует превосходящей его СлЗ, а решение задачи необходимо, то происходит переход к более примитивному МС.
Если и этот механизм сотрудничества не обеспечивает требуемой согласованности, то спуск на менее совершенные механизмы продолжится вплоть до принудительного.
Под неудовлетворительным решением задачи подразумевается неприемлемое качество результата или неприемлемо большие затраты для её решения. Любой механизм сотрудничества использует определенный объем затрат для своего функционирования. Если участники сотрудничества могут нести существенно повышенные затраты, то оно не прервется. Если же увеличение затрат становится неприемлемо большим, то сотрудничество либо прекращается, либо вызывает постоянные убытки, которые могут допускаться лишь какое-то ограниченное время, пока готовятся кардинальные меры по исправлению положения, например, развитие формы организации.
Закон падения (используемых форм сотрудничества) иллюстрирует ход развития конфликтов. Если участники сотрудничества не могут согласовано взаимодействовать в обычном порядке, то между ними возникают разногласия, которые зачастую не находят разрешения и при спуске сотрудничества на более низкую ступень.
Так, например, капитан частного корабля обсуждает с экипажем в море проблемы оплаты труда в обычном договорном ключе. Если стороны не договорятся, то каждая из них постарается уже в авторитарном ключе доказать свое превосходство над другой стороной и тем самым добиться решения в свою пользу. Если и эта форма согласования не даст решения проблемы, то дело перейдет на противостояние, т.е. будет решаться уже в принудительном ключе. А это уже конфликт, при котором используются давление, угрозы, шантаж, силовые приемы или хитрости. Это и есть типичные проявления конфликта.
ЗАКОН СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ МЕХАНИЗМОВ СОТРУДНИЧЕСТВА
При упрощении решаемых задач в течение длительного периода времени уровень используемых механизмов сотрудничества постепенно снижается до соответствующего уровня.
Снижение СлЗ приводит к снижению уровня используемых МС.
Дальнейшим следствием может стать и снижение уровня ментальности. Примитивная организация непроизвольно понижает и уровень развития ментальности участников сотрудничества.
Допустим, в некоторой школе учитель физкультуры возглавлял ученическую футбольную команду, используя преимущественно авторитарный механизм сотрудничества на уровне примерно 18 ус. Футбольная команда успешно участвовала в соревнованиях. При этом учитель физкультуры пользовался уважением и любовью учеников, как и положено истинному лидеру при авторитарных отношениях. Через некоторое время этому же учителю поставили задачу с теми же учениками заниматься строевой подготовкой. Это более простая задача. Она не связана со сложностями достижения победы над соперниками. Но она требует нудной муштры и дисциплины. Учитель добросовестно стал проводить занятия по строевой подготовке, был требователен и строг. И если раньше учителя больше уважали, чем боялись, то теперь стали несколько больше бояться, чем уважать. Уровень сотрудничества постепенно с 18 ус перешел на 14 ус. Более простая задача привела к использованию более простого механизма сотрудничества. На это настроилась ментальность и учеников, и учителя.
ЗАКОН ЗАВИСИМОСТИ КАЧЕСТВА СОТРУДНИЧЕСТВА
ОТ СТЕПЕНИ ЕГО СОГЛАСОВАННОСТИ
При прочих равных условиях результативность сотрудничества тем выше, чем лучше оно согласованно. Действительно, чем лучше соответствуют друг другу, целям и условиям действия каждого из участников, тем лучше получается результат общей работы, тем эффективнее сотрудничество.
Это не умаляет важности других составляющих успеха – наличия ресурсов, квалификации участников, благоприятности условий коллективной деятельности. Но эти факторы зачастую не подвластны человеку или мало от него зависят. А вот согласовательная функция – это как раз тот решающий человеческий фактор, от которого зависить эффективность использования ресурсов, рост и применение квалификации, создание и использование условий для общего успеха.
Согласовательная функция – фундамент успеха коллективной деятельности, главный её элемент.
ЗАКОН ЗАВИСИМОСТИ ЦЕЛЕЙ ОТ МЕНТАЛЬНОСТИ
Цели людей формируются отнюдь не случайным образом. Они, как и мышление, весьма зависимы от характера ментальности. Личные цели индивида во многом формируются под воздействием характера его ментальности. Господствующая в коллективе ментальность формирует коллективные цели и определяет задачи коллективной деятельности.
В каком-то смысле индивид - раб своей ментальности. Именно она в основном диктует ему поведение, хотя и сама изменяется под воздействием социального развития индивида. Если у него ментальность авторитарная, то и его личные цели будут в авторитарном русле стремления к повышению своего статуса. Если ментальность имеет преимущественно принудительный тип, то индивид стремится к повышению своей силы, к силовому господству, личной защите и безопасности. В этом и будут заключаться его личные цели.
Великий парадокс в том, что, хотя ментальность людей в течение жизни меняется и в соответствии с её изменением коренным образом изменяются личные цели, каждый раз конкретный человек относится к своим целям как к абсолютной истине и готов их защищать, а иногда даже ради них идти на жертвы, порою не щадя собственной жизни, не говоря уже о чужой! Таковы законы ментальности, морали, миропонимания и их роль в жизни людей, в поведении, субъективных взглядах, оценках, представлениях о добре и зле, об истине и справедливости.
Это лишний раз свидетельствует, что обычный человек мыслит отнюдь не чисто научно, не холодным взором смотрит на действительность, а наоборот, все видит в субъективно-объективном ракурсе собственной ментальности, культуры, нравственности. Одно это уже должно побуждать научные исследования к максимальной объективности в этой сфере, в противном случае массовые, серьезные ошибки в социальной жизни неизбежны, что мы, собственно, и видим на протяжении всей истории.
СЛОЖНОСТЬ ЗАДАЧ
Нуждаются в пояснениях термины «сложная задача», «простая задача». Нельзя говорить о сложности и простоте задач безотносительно к конкретным возможностям участников их решения. Это было бы некорректно. То, что одним сложно, для других может быть достаточно просто. Поэтому здесь мы будем говорить только о факторах, усложняющих или упрощающих коллективное решение задачи.
Повышают сложность задач следующие факторы: новизна задач для исполнителей; динамичность задач, изменчивость; нестабильность, сложность и разнообразие используемых алгоритмов; многофакторность и непредсказуемость внешних влияний; наличие противодействий решению задач. Чем больше величина этих факторов, тем сложнее задача. И наоборот.
Нередко складываются обстоятельства, когда коллектив не может справиться с высокой сложностью задачи и не может перейти на использование более совершенного механизма сотрудничества из-за низкого уровня ментальности большинства участников, а решать задачу бывает жизненно необходимо. Иногда выход находят в искусственном упрощении решаемой задачи. Давно понято, что организационно задача обычно упрощается, если её разбивают на отдельные части, каждую из которых поручают небольшому коллективу, специализирующемуся на её решении. Иногда из-за неприемлемого усложнения организации отказываются от решения новой, более сложной задачи и сохраняют старую.
Знание перечисленных законов позволяет более эффективно организовывать деятельность коллектива. Если, например, уровень ментальности участников и используемые механизмы сотрудничества существенно отстают от сложности задачи, то для решения этой проблемы целесообразно перейти на решение более простых задач, соответствующих уровню ментальности и используемых механизмов сотрудничества.
Если же, наоборот, сложность решаемых задач существенно ниже возможностей коллектива и по уровню его ментальности, и по используемым механизмам сотрудничества, то для повышения эффективности организации целесообразнее перейти к решению более сложных задач. За счет этого можно повысить эффективность, конкурентоспособность деятельности коллектива.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ НЕ СЛЕДУЮТ ОБЪЕКТИВНЫМ ЗАКОНАМ
По-настоящему понять и объяснить перечисленные выше закономерности можно лишь при достаточно глубоком понимании структуры механизмов сотрудничества, сути ментальности и требуемых ими условий для нормального функционирования. Здесь не ставится задача доказательства всех перечисленных законов. Наличие этих закономерностей демонстрирует сама жизнь. Надо только внимательно посмотреть на реалии, скажем, рассмотреть характерные примеры из реальной жизни в сфере организации.
В СССР в одном городе была крупная обувная фабрика. Типично социалистическое предприятие, выпускающее товары народного потребления с низким качеством продукции, низкой эффективностью и постоянным массовым мелким и средним воровством. Из некачественного сырья выпускался незамысловатый ассортимент простой, если не сказать допотопной, дешевой обуви, которую покупали по двум причинам – из-за дефицита в розничной торговой сети почти всех товаров и низкого уровня жизни людей, когда дешевизна была важнее качества и моды. Свой конёк – низкие цены - фабрика обеспечивала массовым использованием неквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы, включая даже заключенных ближайшей колонии, и плановой советской системой сбыта. Фабрика навязывала оптовой и розничной торговле некачественную, но дешевую продукцию. Так продолжалось десятилетиями. Руководству фабрики (и не только ему) казалось, что всё у них нормально.
Но тут вдруг разразилась перестройка, а за ней - экономические реформы. В страну хлынул небывало широкий ассортимент обуви. Продукция фабрики стала совершенно не соответствовать реальному спросу населения. Её обувь магазины просто перестали брать как ненужную. Руководство фабрики не могло поверить, что попало в безвыходное положение. Оно лихорадочно искало выход, но в рамках своей компетенции и привычных форм организации ничего толкового сделать не могло. Попытались спастись с помощью модернизации. При поддержке государства взяли ряд кредитов, возвели ещё один огромный корпус, приобрели и установили новое оборудование по изготовлению обуви. Но старая организация всё равно не вписывалась в сложности новых условий рыночной деятельности. Предложить населению что-либо стоящее, конкурентоспособное так и не удалось. Долги фабрики росли. Всё оборудование, включая новые автоматизированные линии, остановилось. Нечем стало платить зарплату. Пошли массовые увольнения. Фабрика фактически обанкротилась. Перестраиваться на рыночные условия у руководства не оказалось ни сил, ни времени, ни знаний, ни способностей. Всё, что не успели разворовать, распродали. Произошло фактически невозможное для советской экономики: фабрика с тысячным коллективом, огромными корпусами, стабильно работавшая десятилетиями, остановилась, опустела и фактически исчезла с экономической карты!
В то же самое время и в том же городе возникли и стали набирать силу новые пошивочные и ремонтные мастерские. Они работали по индивидуальным заказам, выпускали малыми сериями продукцию, имевшую спрос, не гнушались и обычным ремонтом обуви. Он весьма разросся в кризисный период, когда у населения не хватало денег на новую обувь.
Таким образом, выжил не тот, кто имел огромные ресурсы, доступ к кредитам и опирался на поддержку властей, а тот, кто быстро перестроил организационную основу деятельности, отошел от авторитарной организации и перешел на договорную, рыночную деятельность, стал руководствоваться спросом, рыночной конъюнктурой.
Эти примеры говорят о том, что в случае неправильного выбора организационных форм решения задач подрывается главное - эффективность. Если организация не соответствует объективным условиям, то кратковременное увеличение затрат, инвестиции не решат проблему, а только отодвинут и усугубят её.
Если объективные законы требуют изменения производственных отношений, то лучше не сопротивляться этому, не пытаться выкручиваться за счет каких-то инженерных или финансовых ухищрений, а быстрее налаживать соответствующую форму организации. Обычно это требует ускоренного повышения уровня развития ментальности, переосмысления целей и форм деятельности. Это может оказаться ключом к решению самых сложных проблем.