ПОНИМАНИЕ ГРАФИКОВ МЕНТАЛЬНОСТИ
Описываемое ниже графическое представление характера ментальности ранее просто не существовало. Рассматриваемый тест не только успешно решил эту проблему, но и делает это автоматически. Именно на основе этих графиков формируются и выдаются деловые характеристики. Настоящий текст - первое публичное изложение методического аспекта данного вопроса.
КАК ПОСТРОЕНЫ ГРАФИКИ МЕНТАЛЬНОСТИ
Словесные оценки пословиц соответствуют определенным числовым величинам. В ответах тестируемых содержатся 6 разных оценок с соответствующими баллами: 6 баллов – «абсолютно верно», 5 баллов – «верно», 4 балла – «довольно верно», 3 балла – «в чем-то верно», 2 балла – «неверно», 1 балл – «совсем неверно».
Для каждой из 50 позиций шкалы развития ментальности подобраны пословицы, соответствующие ментальным представлениям данной позиции шкалы. Каждая оценка пословицы относится к соответствующему уровню развития ментальности. Тестируемому по каждой позиции шкалы может быть предложено оценить от одной до нескольких (чаще 2-3) пословиц. При отсутствии необходимости наличия оценок по каким-то позициям или даже диапазонам пословицы не предъявляются.
Зондирование ментальности в каком-то смысле подобно рыбной ловле. Рыбу ловить стоит только там, где она водится. Никто не ставит сети в 10 сантиметрах от берега. Аналогично и зондировать ментальность имеет смысл лишь в тех диапазонах, которые могут быть хоть сколько-нибудь актуальны для уровней развития ментальности соответствующего индивида. Скажем, у ребенка не может быть ментальности старика.
Для методики теста очень важно преодолеть проблему случайной природы параметров ментальности. Говоря терминами связистов, в ответах (оценках пословиц) много «шумов», влияния случайных воздействий и факторов, воздействующих на выбор каждой оценки в отдельности. Чтобы надежнее выявить в таких условиях полезную информацию, вначале осуществляется повторное зондирование одних и тех же позиций шкалы, а полученные оценки усредняются в масштабах каждой позиции. Всё равно в результате обычно получается очень ломанная кривая графика (см. на цветных графиках желтую пунктирную линию). Затем производится неоднократное сглаживание полученной кривой, чтобы ещё больше освободиться от случайности отдельных оценок. В результате график получается достаточно надежным и наглядным. Он позволяет судить о характере состояния ментальности в момент тестирования. Впрочем, это ещё недостаточно надежная информация, поскольку ментальность довольно подвижна, динамична и пластична. Чтобы объективнее судить о ней, нужно использовать сведения, охватывающие разные настрои индивида в достаточно представительный отрезок времени.
Чтобы получить приемлемо объективную характеристику ментальности, следует использовать данные нескольких повторных тестирований, а затем совместно рассматривать их результаты. Для этого возможно использовать разные методы. Можно, например, объединить и усреднить данные нескольких тестирований. Если объединяются 5-6 тестирований одного и того же человека, одного временного периода, скажем, месяца, то результат обычно становится существенно более надежным.
Рис. 10
График одномоментного состояния ментальности (см. рисунок 10) представляет собой кривую, построенную в сетке с 6 вертикальными делениями (баллами) и 50 горизонтальными позициями (ус). Это
максимальные её габариты, но обычно используется меньший диапазон, поскольку более или менее взятого индивида из 50 позиций бывают примерно не более 30-35 из них. Остальные диапазоны актуальными для отдельно шкалы справа или слева обычно можно игнорировать как несущественные для характеристики ментальности данного субъекта. Для молодежи актуальным обычно бывает диапазон шкалы от 1 до 30 ус, а для социально наиболее зрелого контингента – от 10 до 45 ус.
«ГОРЫ» И «ГЛУБИНЫ»
Отмеченные на сетке графика среднеарифметические величины ответов соединяются кривой, которая отражает ментальность на данный момент времени. Однако в этой кривой ещё немало следов от случайных факторов, мешающих чистоте отражения характера ментальности. Для противодействия этим факторам автоматически производится неоднократное сглаживание кривой графика с помощью скользящей средней. В результате кривая графика становится более плавной, отражающей наиболее важные качества характера ментальности конкретного индивида. На графике появляются вполне обозримые, похожие на земной ландшафт возвышенности и углубления. Такая форма более удобна для визуального восприятия и анализа.
Можно было бы считать, что средняя нейтральная оценка на шкале баллов проходит на графике горизонтально, на уровне 3,5 баллов. Исследования показали, что это не совсем так. Эта линия проходит не строго горизонтально, а с небольшим наклоном влево. Чем ниже на шкале развития ментальности уровень зондирования (т.е. чем он ближе к 1), тем ниже «нейтральная» точка оценки. И наоборот, чем выше уровень зондирования, тем выше и нейтральная точка. Это обусловлено субъективным повышением приемлемости для тестируемых более совершенных, более гуманных отношений, которые на шкале отображаются правее.
НАКЛОННАЯ ГУМАННОСТИ
Посмотрим это на примере двух утверждений. Менее гуманное - «если враг не сдается, то его уничтожают». И более гуманное – «чужой успех приятен». Нейтральной оценкой для первого утверждения, скорее всего, является оценка «в чем-то верно» (3 балла.), а для второго утверждения нейтральной оценкой, пожалуй, служит оценка «довольно верно» (4 балла), поскольку «в чем-то верно» уже допускает неприязнь к чужому успеху. А это явно не нейтрально и не корректно. Для первого утверждения оценка «довольно верно» была бы не нейтральной, а скорее зловещей, вполне допускающей убийство.
Подобные рассуждения и лингвистические тонкости кому-то могут показаться несущественными, но в деле анализа ментальности необходима высокая точность. И поэтому подобные рассуждения вполне оправданы. Между прочим, наклон линии нейтрального уровня оценок найден не в результате изложенных выше рассуждений, а по результатам анализа данных тысяч реальных тестирований. Многие лица не имеют особого мнения по поводу тех или иных утверждений. Поэтому множество неопределенных позиций нейтральных ответов в той или иной степени невольно формируют эту нейтральную наклонную линию.
Уровень нейтральных оценок – отнюдь не просто занимательный феномен. Он расчленяет весь график индивида на зоны приемлемых и неприемлемых для него норм отношений. Проще говоря, это – линия морального, этического водораздела. Поэтому для всех аналитических заключений по каждому конкретному графику точное проведение этой линии имеет принципиальное значение.
Она получила название - «наклонная гуманности», а на служебном сленге – «поверхность воды» или даже «нижняя поверхность воды», поскольку выше неё часто используется другая вспомогательная для ориентации линия. На графиках наклонная гуманности - пунктирная линия синего цвета, нижняя из двух параллельных.
При анализе графиков используются и другие линии. Они носят вспомогательный характер и облегчают визуальное восприятие параметров графиков.
«Поверхность воды» превращает график в изображение «моря», а выступающие над ним бугры - в «острова» или «рифы», если они совсем маленькие. Высокие «горы» соответствуют однозначно положительному отношению индивида к соответствующим нормам отношений. Низкая «суша» говорит о том, что индивид допускает такие отношения, но не является их ярым приверженцем. Глубины «моря» отражают степень неприятия индивидом соответствующих норм. Всё это – важные моменты для понимания и описания ментальности.
РАСКРАСКА «СУШИ»
Для наглядного представления структуры ментальности в части составляющих её элементов разных механизмов сотрудничества поля графиков раскрашены на экране монитора в 6 разных цветов, соответствующих основным механизмам сотрудничества (см. рисунок 11). Ориентацию индивида на формы машинального сотрудничества отражает черный цвет. Ориентация на элементы принудительного сотрудничества помечена красным цветом. Настрой на авторитарные отношения представлен желтым цветом. Присутствие принудительных элементов отображается красным цветом, авторитарных – желтым, договорных элементов - зеленым, коллегиальных – синим, а саможеланных – голубым. Такая раскраска повышает информативность графиков и облегчает их аналитическое восприятие.
Рис. 11
ЯДРО МЕНТАЛЬНОСТИ
Чтобы понять характер внутреннего настроя индивида, нужно анализировать график его ментальности на всем диапазоне тестирования. Но не все участки шкалы развития в одинаковой степени актуальны для характеристики конкретной личности. Обычно график ментальности имеет участок шириной 5-18 позиций, в наибольшей степени отражающий настрой личности. Этот участок назовем ядром ментальности.
Ядро ментальности отражает основной настрой психики индивида, характеризующий наиболее актуальные и весомые принципы его поведения. Ядро ментальности может содержать как положительное, так и отрицательное отношение личности к определенным согласовательным нормам. Соответственно, и ядро ментальности может быть положительным, отрицательным или смешанным. Последнее имеет место, когда одна часть ядра ментальности отражает положительное отношение к определенным нормам поведения, а вторая – отрицательное отношение к другим нормам поведения. На рисунке 12 показан график именно такой ментальности. Положительный участок занимает позиции 12-21, отрицательный – 21-29.
Рис. 12
Если у индивида весь график ментальности находится ниже «поверхности воды», то у него бывает отрицательное ядро. Оно показывает, какие нормы отношений индивид в наибольшей степени не приемлет. Бывают лица, без восторга воспринимающие любые механизмы сотрудничества, но особенно отвергающие один из них, скажем, принудительный или авторитарный. У таких лиц в соответствующем диапазоне графика обнаруживается отрицательное ядро ментальности.
Идентификация ядер ментальности - процедура не всегда простая, впрочем, как и сама ментальность. Этот вопрос достоин более подробного и пространного освещения для узкого круга специалистов, что в настоящей работе не предусматривается.
Положительное ядро ментальности цельного, конструктивно настроенного, уверенного в своих взглядах человека выглядит как высокий остров над поверхностью воды. Остров (гора) ядра ментальности находится в том диапазоне отношений, на который, прежде всего, настроена личность, высоко оценивающая соответствующие пословицы. Они как бы резонируют с внутренними «струнами» психики индивида.
Не случайно люди испокон веков пользуются пословицами для концентрированного выражения характера отношений или ситуаций. У многих пословицы непроизвольно всплывают в памяти в соответствующих случаях, отражая их внутренний настрой. Этот психический феномен и используется в моем тесте для зондирования ментальности.
Главное содержание настроя лиц, имеющих отрицательное ядро ментальности, заключается в энергичном отрицании каких-то конкретных норм поведения. Для одних это решительное отрицание насилия, для других – неприятие людской алчности, для третьих – непризнание каких-то авторитетов. Во всех случаях такое отрицание представляет собой важную, а иногда и главную часть настроя, способную постоянно питать личность соответствующей психической энергией.
Наиболее резонирующую текущему настрою личности точку графика ментальности назовем «самой актуальной позицией ментальности», сокращенно АМ. Это - самая высокая точка положительной части ядра ментальности, измеряемая от уровня «поверхности воды».
Использование параметров ядер ментальности позволяет, прежде всего, понять и сформулировать настрой личности на момент тестирования. Другие «горы», «возвышенности», участки «суши» и «глубины воды» тоже отражают в той или иной степени различные элементы ментальности. Часть графика, находящаяся левее от ядра ментальности, отражает либо пройденные субъектом уровни социального развития (если там «вода»), либо используемые (если на них присутствует «суша»). Если справа (см. рисунок 13) от ядра ментальности находится «вода», то это ещё неосвоенные, отрицаемые индивидом нормы более совершенных форм сотрудничества. Если же справа от ядра расположена суша, то она, как правило, отражает не глубинный настрой ментальности, а скорее элементы идущего процесса осмысления и принятия соответствующих форм отношений. Упрощенно можно сказать, что слева от положительного ядра ментальности находится прошлое развития личности, а справа - будущее.
Далеко не всегда график ментальности представлен одной «горой» или «островом». Если «гора» одна, то она обычно и совпадает с ядром ментальности. Но очень часто «островов» или «впадин» бывает несколько. Никакого противоречия в этом нет. Ментальность у многих людей бывает противоречивой. Формируется-то она довольно стихийно. Отсюда, кстати, вытекает столь часто наблюдаемая непоследовательность действий и суждений. Так происходит в процессе развития ментальности, когда одни её элементы постепенно вытесняют другие, но какое-то время они противоречиво сосуществуют.
Рис. 13
Наличие нескольких «островов» затрудняет формальную идентификацию ядра ментальности и её характера. Да и фактически отношения с окружающими в таких случаях не всегда бывают однозначны и очевидны. В таких случаях обычно мы застаем ментальность в каких-то переходных, промежуточных, временных состояниях. Поэтому и на графике не всегда легко выделить ядро ментальности, и не столь очевидными могут быть выводы о ней.
СФОРМИРОВАННОСТЬ МЕНТАЛЬНОСТИ
Несформированная ментальность на графике часто выглядит как сплошная или почти сплошная «суша», как показано на рисунке 14. Ментально несформировавшийся человек легко соглашается со всеми или почти всеми пословицами, поскольку не имеет четких морально-этических ориентиров. В каждой пословице он видит определенный резон, смысл и не спорит с ним, а ставит высокие оценки, невольно формируя «сухой» график. Сформировавшаяся же личность в пословицах и утверждениях обнаруживает небезразличный ей социальный смысл, общественную позицию, совпадающую или не совпадающую с её собственными позициями. Поэтому она оценивает пословицы дифференцированно, одни – высокими, а другие - низкими оценками. Но это поверхностные признаки сформированности ментальности.
Рис. 14
Другим, более точным способом является многократное тестирование, а затем анализ одновременно всех графиков тестирования данного лица (см. рисунок 15). Однако обозревать столько графиков сразу не удобно.
Если же это изображение преобразовать, как показано на рисунке 16, то наглядно видны минимальные, максимальные и усредненные параметры графиков. Такое изображение похоже на схему русла реки. Причем в одних местах берега этой «реки» могут быть узкие (зеленая окраска), а в других – широкие (красная). Это обычно отражает степень разброса параметров графиков ментальности и косвенно свидетельствует о том, что к одним формам отношение у данного индивида довольно четкое, стабильное, хорошо сформировавшееся, а к другим, по которым разброс параметров графиков большой (широкое русло), плохо сформированное, не устоявшееся отношение.
На рисунке 15 приведены данные девяти тестирований в течение одного месяца 22-летней девушки, имеющей высшее образование.
Рис. 15
На рисунке 16 наглядно видно, что у девушки к одним формам отношение довольно стабильное, хорошо сформировавшиеся (участки 3-4 ус и 18-22 ус), а к другим, по которым разброс параметров графиков большой, - плохо сформированное, не устоявшееся отношение (5-17, 23-30 ус).
Зная характер всех позиций шкалы развития форм отношений и анализируя настоящий график, можно заключить, что эта девушка уже избавилась от детского восприятия окружающего («вода» на участке 3-4 ус при узком «русле»), явно не имеет авторитетов (узкое «русло» ниже «поверхности воды» на участке 18-22 ус). Но она и не слишком их отвергает, поскольку «глубина» на этом участке малая. Эти участки «русла» имеют зеленый цвет. В то же время у девушки нет устоявшегося настроя в области принудительных и договорных отношений (5-17 и 23-30 ус). Тестирование выявило большую нестабильность, несформированность ментальности на этих участках. При таком настрое от этой девушки нельзя ожидать стабильного, предсказуемого, зрелого, конструктивного поведения. Реальное её поведение это убедительно подтверждало. Две её попытки начать работать в разных организациях не увенчались успехом. В обоих случаях она не смогла соблюдать трудовую дисциплину. Её работой были недовольны, и она увольнялась по собственному желанию, не найдя общего языка с руководством организаций. При таком характере ментальности это и не удивительно.
Рис. 16
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Сформировавшаяся у кого-то ментальность ещё не означает её высокой зрелости. Зрелой можно назвать только ментальность с высокими параметрами по шкале развития. Ментальность, соответствующая более совершенным отношениям сотрудничества, является и более зрелой. Так, если положительное ядро ментальности субъекта А находится на более высоком уровне шкалы (например, в диапазоне 27-35 ус), чем у субъекта Б (12-20 ус), то очевидно, что субъект А социально существенно более зрелый. Уровень зрелости можно определять и по другим параметрам (АМ – актуальной ментальности и УЗ – точкой шкалы, получившей название «уровень зрелости» и другим). УЗ находится посредине между АМ и ПЯ (правым краем ядра ментальности) индивида.
Обычно зрелость растет с годами. Более старшие лица часто бывают и более зрелыми социально. Но так случается далеко не всегда. Тестирование бродяг, интеллектуально неразвитых, социально отсталых лиц показывает, что у них обычно и более низкая социальная зрелость, чем у их сверстников и даже более молодых людей. Пример графика ментальности социально сформировавшегося, зрелого, цельного, целеустремленного человека приведен на рисунке 17.
Рис. 17
Более всего его ментальность характеризуется участком графика в диапазоне от 17 до 32 ус. На них расположены две части ядра, отрицательный на участке 18-24 ус и положительный на участке 25-31 ус. Личность решительно отвергает неравноправные, авторитарные отношения и предпочитает договорные, рыночные нормы жизни. Это – социально вполне зрелые позиции.
Следует обращать внимание и на желтую ломанную пунктирную линию графика. Она соединяет ещё не сглаженные точки, соответствующие средним баллам по каждой позиции. Сглаживание может скрывать от внимания сильные колебания в оценках на определенных участках. Имеются в виду не любые «гармошки», а, прежде всего, такие, в которых верхние точки выше уровня воды, а нижние точки – ниже него. Это свидетельствует о том, что по данным нормам поведения у субъекта очень противоречивые, неоднозначные, неустойчивые позиции.
УВЕРЕННЫЕ И КОЛЕБЛЮЩИЕСЯ
Уверенность – существенный фактор в оценке деловых качеств индивида. Графики ментальности позволяют легко отличать уверенных лиц от колеблющихся, неуверенных в своем мнении, а также от лиц, не имеющих никаких убеждений или имеющих слабые убеждения. График ментальности уверенной личности выглядит как высокий «остров», с обеих сторон которого средние и большие «глубины» (см. рисунок 17).
Это значит, что убежденная личность однозначно приемлет и энергично поддерживает (высоко оценивает) лишь строго определенные нормы отношений в достаточно узком диапазоне (часто 6-7 ус, реже 10-12 ус). Прочие же отношения убежденная личность энергично отвергает. Оценки колеблющихся, противоречивых, непоследовательных, неуверенных лиц на графике выглядят смазанной низкой «сушей» или малыми «глубинами», разбросанными мелкими «островами» и т.п. Пример графика такой ментальности показан на рисунках 18 и 19.
Рис. 18
У неуверенных лиц значительное место занимают участки графика, незначительно отклоняющиеся от «поверхности воды» вверх или вниз (не более чем на 0.5 – 0.7 балла). При этом несглаженный график (рисунок 19) неуверенных людей не сильно отличается от сглаженного, поскольку состоит из осторожных, близких к нейтральности оценок.
Рис. 19
Кривая графика у человека с противоречивой ментальностью до процедуры сглаживания имеет очень ломанный, зубчатый вид. У такого тестируемого рядом с оценкой в 5 или 6 баллов часто находится оценка в 1 или 2 балла. Такие «шараханья» у данного контингента наблюдаются на участках шириной в 4-10 ус и более.
ЦЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ
Литературная трактовка понятия «цельный человек» как обладающий внутренним единством, лишенный раздвоенности, вполне соответствует нашему графическому отображению ментальности с такими качествами. У цельного человека и ядро ментальности компактное, высокое, явно выраженное, не разбитое на «островки».
И это не случайно. У таких людей нормы поведения достаточно едины, непротиворечивы и находятся близко друг от друга на шкале развития. И наоборот, если человек противоречивый и непоследовательный в своих делах и оценках, то это следствие соответствующей ментальности. Её график в таких случаях имеет рваную форму, разбит на несколько разновеликих частей, характер которых в той или иной степени противоречит друг другу. Особенности поведения зависят от характера ментальности, отраженного в особенностях формы её графика. Примеры такой ментальности приведены на графиках 13 и 17.
СОБРАННЫЕ И НЕПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ЛИЦА
Цельный человек обычно бывает и собранным, непротиворечивым, способным объединить свои мысли, чувства и поступки в четкий ряд целенаправленных, последовательных, логически увязанных действий. У собранных и непротиворечивых ядро ментальности обычно совпадает с единственной высокой «горой». У несобранных лиц ядро ментальности обычно бывает слишком широким, занимающим 10 и более позиций. Если ментальность собранная, то она не имеет рядом «низменностей» и «островов». Если график ментальности представляет собой несколько «островов» небольшой высоты, отделенных друг от друга неглубокой водой, то это признак несобранной, противоречивой личности.
ЛИЦЕМЕРЫ
Графики ментальности не только отражают, но и во многом объясняют характер отличий той или иной ментальности. Это в полной мере относится и к лицемерию. Кто такой лицемер? Это – двуличный человек, который обычно фактически гораздо хуже того образа, который играет, вводя других в заблуждение.
Рис. 20
Графики ментальности лицемеров хорошо объясняют особенность их поведения. На их графиках (пример на рисунке 20) обычно присутствуют рядом два «острова», разделенные «водой» (шириной 2-4 ус). В приведенном примере «левый» остров представлен ядром ментальности, отражающим главные качества индивида, а правый «остров» отражает второй, обычно внешний облик субъекта. Второй облик несколько иной, не столь органичный для данной личности, но привычно исполняемый в качестве естественной роли, например, для одобрения вышестоящим должностным лицом. Второй «остров» (обычно меньший по площади) находится на шкале развития правее и представляет более гуманные, более цивилизованные, а значит, и более престижные отношения. Поддержка этих отношений позволяет выглядеть в относительно более выгодном свете.
Если правый «остров» отстоит вправо от ядра ментальности на 12 и более позиций, то он уже не является признаком лицемерия, поскольку такое удаление делает «остров» не особо актуальным для ментальности индивида. Если же ядро ментальности находится не в левом, а в правом «острове», то такой характер ментальности вряд ли можно называть лицемерным. Скорее , так отражается настороженность субъекта.
НАСТОРОЖЕННЫЕ
У достаточно зрелых лиц (АМ > 20-25 ус), постоянно испытывающих какую-то настороженность или видящих впереди некоторую опасность, сохраняющих существенную тревогу, слева на графике (на участке шкалы примерно 6-18 ус) обычно бывает небольшой «остров», площадью меньшей, чем ядро ментальности. Наличие малого «острова» свидетельствует об определенной настороженности. На рисунке 21 показан
Рис. 21
график ментальности настороженной личности.
Это может быть, например, мысль о возможной проверке деятельности данной личности или постоянное огорчение из-за какого-то тлеющего конфликта и т.п. Чем больше площадь левого «острова», тем существеннее тревога о ком-то или настороженность.
ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Если тестируемый дает только низкие оценки (т.е. по смыслу отрицательные) пословиц на всех позициях шкалы развития форм сотрудничества и его сглаженный график вообще не содержит «суши», то это свидетельствует о неприятии (по крайней мере, добровольном неприятии) индивидом любых форм отношений, ведь в целом используемая шкала охватывает все основные типы отношений. Такая ситуация возможна лишь при пребывании личности в общем глубоко пессимистическом настрое, когда всё воспринимается скептически, отрицается, ничто не получает положительных оценок. Пример графика такой ментальности показан на рисунок 22. Причинами такой формы графика могут быть пребывание индивида в психической депрессии; психологический кризис; переломный момент в жизни или мрачное, пессимистичное восприятие окружающего или сложившейся жизненной ситуации.
Одним из примеров такого внутреннего настроя могут служить следующие слова из песни Владимира Высоцкого: «… Нет, ребята, всё не так, всё не так, как надо»…
Рис. 22
У данной личности ядро ментальности (показанное в цвете) имеет отрицательный характер, который выражается в наиболее отрицательном отношении к договорному сотрудничеству.
При таком состоянии ментальности добровольное конструктивное сотрудничество в рыночных формах взаимодействий очень затруднительно. Впрочем, личность не настроена и на другие формы сотрудничества. Они ею воспринимают отрицательно. Находить общий язык с такими людьми легче на негативной ноте. Это тоже определенная форма согласия, но согласия в негативе. Образно говоря, при встрече с ними наибольший отзыв получат негативные суждения типа: «Какая мерзкая сегодня погода, черт возьми!» - «О да! Будь она неладной».
В то же время всё это не означает невозможности сотрудничества с такими людьми. Но на это их надо искусственно побудить, создать у них определенную потребность, интерес к сотрудничеству. Это в принципе возможно, хотя и не всегда просто.
ОЖЕСТОЧЕНИЕ, ПОДАВЛЕННОСТЬ, ЛИДЕРСТВО И АКТИВНОСТЬ
На графиках одинаково (красным цветом) отражаются ожесточение и страх, лидерство и послушание (желтым цветом), рыночная предприимчивость и пассивное участие в договорных отношениях (зеленый цвет). Эти пары качеств относятся к одним и тем же механизмам, только участвуют в них разные люди в разных ролях. При отрицательной величине ролевой активности красный цвет представляет страх, а при положительной - ожесточение. Если красный цвет присутствует в графиках у данного индивида в нескольких тестированиях при ролевой активности менее – 0.4 , то это явный признак постоянного присутствия страха или даже подавленности.
Если показатель активности находится в диапазоне от -0.4 до + 0.4, то однозначных выводов о страхе или ярости делать нельзя. Это скорее свидетельство присутствия лишь некоторых опасений и возможной жесткости. График ментальности агрессивно настроенного человека показан на рисунке 23. Там же отражено и некоторое наличие лицемерия. Этот график можно трактовать как наличие внутреннего ожесточения (высокая «гора» в диапазоне 9-15 ус) при формальном проявлении уважения к старшим («суша» в диапазоне 20-25 ус). Это может быть опасный, двуличный человек.
Рис. 23
Если же раскраски полей красным цветом в графике нет и его кривая в диапазоне 5-15 ус проходит существенно ниже «поверхности воды», то это означает, что в ментальности данного человека нет постоянного страха или жестокости.
ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
График ментальности способен зафиксировать даже сиюминутное изменение настроя индивида. На рисунке 24 показаны два графика 20-летнего парня, полученные при его тестированиях с интервалом в 10 минут. Надо отметить две особенности: обе кривые довольно похожи по форме, но вторая по времени кривая (зеленая) проходит ниже первой (красной).
При первом тестировании оценки давались более высокие, а при втором они стали ниже. Такие случаи не редки. Их можно объяснить тем, что после прочтения впервые своей деловой характеристики тестируемый несколько теряет самоуверенность, некритичность в самооценках и после этого оценивает пословицы более сдержанно, не столь бодро-размашисто. Это может свидетельствовать об определенном положительном воспитательном воздействии тестирования на молодых людей.
Значительное сходство формы графиков говорит о том, что в обоих случаях ответы были искренними, а использовавшаяся методика достаточно надежна. Иначе такой параллельности линий не получилось бы. Повторные тестирования позволяют выявлять стабильные и нестабильные диапазоны ментальности и точнее судить о её характере у данного лица.
Рис. 24
СТЕРВОЗНЫЕ
Некоторые позиции шкалы развития соответствуют критическим, психологически неустойчивым и противоречивым состояниям ментальности. Характерными в этом плане являются уровни 22 и 23 ус. Если эти позиции входят в ядро ментальности, а тем более, если на них попадает АМ (самый актуальный уровень ментальности), то носитель такой ментальности обычно отличается стервозностью. График такой ментальности приведен на рисунке 25.
Рис. 25
Дело в том, что характер ментальности, соответствующий этим позициям шкалы, хотя и носит преобладающие авторитарные качества, но они уже существенно дополнены элементами договорного механизма сотрудничества.
Возникает симбиоз безответственности авторитарной перезрелости и молодой, дикой рыночной свободы, авторитарного высокомерия и рыночного циничного прагматизма. На этом уровне (22-23 ус) личность ещё не имеет достаточного уважения прав других людей, у неё ещё присутствует авторитарное чванство, желание унизить партнера и возвыситься над ним. Авторитарная мораль с её почитанием старших уже подорвана элементами рыночных отношений, но системы моральных сдержек и противовесов рыночного типа в ментальности ещё отсутствует.
Личность формально уже умеет вступать в соглашения, но это ещё не цивилизованные соглашения, а большей частью неформальные, исполняемые ненадежно. Внешне чтя авторитеты, такая личность в душе уже перестает их по-настоящему уважать, хотя лицемерно ещё соблюдает ритуалы почитания авторитетов. В качестве рыночного партнера такая личность ненадежна. Но и в качестве подчиненного члена авторитарной иерархии она тоже малопригодна, поскольку настоящего почитания своих руководителей уже не испытывает и, значит, надежно подчиняться не будет.
Почитание и уважение только тогда имеют смысл, когда они искренни. Если же это только игра, то это чревато большими неприятностями для руководителей и партнеров, поскольку в самый неподходящий момент этот подчиненный предаст, оскорбит или навредит, а как партнер обманет и причинит ущерб.
Если такой настрой ментальности продолжается длительное время, то формируется личность с довольно стервозным поведением. Не соблюдая ни авторитарных, ни договорных норм морали, она цинично и со злорадством способна причинять другим ущерб. Каждого чужого человека и не своего прямого начальника она стремится всячески уязвить и принизить, чтобы возвысится хотя бы в собственных глазах. Такая личность ещё не имеет должного уважения к партнерам, часто втихую нарушает правила и соглашения. Может сорвать сотрудничество в самый неподходящий момент, занимаясь элементарным вымогательством или причиняя другим моральный ущерб ради собственного удовлетворения. Такие вполне могут проявлять и коррупционные действия. Это не противоречит данному типу ментальности.
СКЛОЧНИКИ
Полезную информацию несут не только «горы» и «острова», но и «глубины», особенно, если «глубины» большие. Они показывают, сколь остро данная личность не приемлет соответствующий тип отношений. Если тестируемый низко оценил диапазон механизмов сотрудничества, которые как раз используются в данной организации, то это лицо, скорее всего, будет всё время недовольно тем, как к нему относятся. Пример такого графика показан на рисунке 26.
Это график ментальности 42-летней женщины, работавшей во многих организациях и всюду увольнявшейся со скандалами. Ей не нравились те или иные действия начальства, она часто возмущалась критикой в свой адрес и каждый раз увольнялась со скандалом. Если посмотреть на график её ментальности, то в диапазоне 15-19 ус можно заметить довольно редко встречающуюся в этом месте глубокую впадину. Она находится как раз в том диапазоне, который обычно широко используется в авторитарных отношениях между работниками и руководителями во многих организациях. Это диапазон отношений, в которых нет открытых угроз и насилия, но присутствует давление, негрубое принуждение. На лиц, подобных нашей героине, в общем-то обычное давление начальства действует, как красная тряпка на быка, и они начинают возмущаться. Кстати, и другие диапазоны графика показывают, что у неё практически нет достаточно приемлемых, устойчивых форм производственных отношений.
Таким образом, график ментальности объясняет, почему эта женщина во всех организациях воспринималась как склочница и многократно увольнялась со скандалами и недовольством с обеих сторон.
Рис. 26
Обнаружить склочность при обычном приеме на работу без такого тестирования практически невозможно. Конечно, склоки возникают не только на базе подобных глубоких «впадин». Могут они возникать и при гремучем сочетании некоторых «гор» и «глубин». Такой пример приведен на рисунке 27.
Это график ментальности 45-летней, грубоватой в общении женщины с очевидно уязвленным самолюбием и раздутой гордыней, что подтверждает высокая «гора» в диапазоне 15-20 ус. Поэтому личность очень чутка в этом диапазоне отношений (не самого грубого принудительного давления). Но диапазон господства договорных отношений (28-32 ус) она практически отрицает и, соответственно, адекватно не воспринимает. Здесь у «воды» большая глубина. Когда однажды к ней применили обоснованные, стопроцентно договорные санкции (установленный штраф) за нарушение выполнения обязанностей (срыв работы), то она это восприняла не как законную меру, а как сугубо личное оскорбление, как унижение, искренне полагая, что её персона имеет право на особое положение. По-другому воспринимать всё при таких особенностях ментальности она и не могла. В результате она устроила скандал и уволилась, что называется, хлопнув дверью.
Рис. 27
Рассмотренные примеры показывают, что причинами склок являются не столько стечение обстоятельств, сколько особенности ментальности некоторых лиц. Носителей такой ментальности можно считать потенциальными склочниками. При соответствующем развитии ментальности они могут избавиться от этого недостатка.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЕ
Если человек достаточно цельный, сформировавшийся, собранный и целеустремленный, то его график ментальности (рисунок 17) имеет форму одинокого, высокого и компактного острова среди сплошной воды справа и слева от него. Именно при такой форме графика ментальности человек обладает целеустремленной собранностью, лучше концентрируется на своих целях и меньше отвлекается на иные задачи. Такие лица обычно отличаются деловитостью, трудолюбием и энергией. Если их целеустремленность имеет конструктивное, положительное направление, то это - самые ценные работники. Они живут работой, сконцентрированы на ней, профессионально всё время развиваются, способны энергично, упорно и творчески работать.
НАЛОЖЕНИЕ ГРАФИКОВ
Графическая форма представления ментальности имеет множество преимуществ. Одно из них – возможность аналитического наложения кривых графика друг на друга на одном изображении. В результате очень наглядно видны отличия в ментальности обоих субъектов. Наложение графиков – очень эффективный прием, когда требуется сопоставлять характеры ментальности. Недаром говорят, что всё познается в сравнении. Когда используется наложение более или менее похожих графиков, тогда все несовпадения легче обнаруживаются и быстрее находят объяснение. На рисунке 28 показаны графики ментальности двух подруг-студенток. Наибольшие отличия их ментальность имеет в диапазоне 17-21 ус. У одной здесь обнаруживается наличие авторитарных мотивов в ментальности, тогда как у другой кривая
Рис. 28
графика в этом диапазоне ниже уровня «воды», т.е. имеет место неприятие авторитарных норм поведения. Это обусловливает наличие конкретных отличий в поведении. На рисунке 29 приведен пример двух очень разных по ментальности лиц, взаимопонимание между которыми весьма проблематично.
Рис. 29
НАХОЖДЕНИЕ И ОЦЕНКА ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТИ
Наложение графиков способно выявить не только отличие, но и подобие их форм у разных лиц. В частности, в большей или меньшей степени обнаруживаются подобия форм кривых у близких друзей или подруг, у близких родственников, особенно, если они близки не только по крови, но и по духу. Это вполне объяснимо, ведь близкие люди обычно одинаково оценивают одни и те же
Рис. 30
явления, нормы поведения или характер отношений между людьми. Лица с графиками похожей формы лучше понимают друг друга, чем лица с существенно отличающимися графиками.
На рисунке 30 показаны графики ментальности супругов, проживших в совместном браке и при совместной работе свыше 40 лет. При этом зеленая линия – график жены, а красная – её мужа. Параметры графиков заметно разные, но форма поразительно схожа. Оба являются кандидатами экономических наук. Ведущую роль в этой паре играет супруга, ведомую – супруг. Она очень энергичная и общительная, а он сдержанный и немногословный. Это отражается и в графиках.
На рисунке 31 показаны графики четырех членов одной семьи - двое родителей и двое детей, каждому из которых уже более 30 лет.
Каждый из членов этой семьи многократно тестировался. Затем данные нескольких тестирований по каждому из них объединялись, усреднялись. Полученные усредненные данные по каждому из членов семьи показаны на данном графике в сопоставлении. У отца и сына (цвета синий и малиновый) - линии графиков очень близки на всем диапазоне тестирования, что свидетельствует об их ментальной близости. У матери и сына абсолютное совпадение графиков имеет место в диапазоне 20-25 ус! В этом диапазоне у дочери иной характер ментальности, несколько более авторитарный. Но больше всех от остальных членов семьи по ментальности отличается мать, особенно в диапазонах 9-17 и 30-37 ус, где она несколько отстает в развитии ментальности от остальных членов семьи.
Рис. 31
В целом по сопоставлению этих графиков можно заключить, что наибольшее взаимопонимание имеет место между отцом, сыном и дочерью, особенно в диапазоне цивилизованных форм сотрудничества. Между ними имеет место адекватное понимание друг друга. Это - хорошая основа, но, конечно, ещё не полная гарантия, для стабильных, дружеских взаимоотношений между этими членами семьи. Но с матерью у них взаимопонимания будет несколько меньше.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ
Сохранение графиков ментальности и периодическое повторное тестирование через определенные промежутки времени раскрывает картину динамики изменений ментальности. Для этого графики одного и того же лица, полученные в разное время, удобно сопоставлять при отображении на одном графике способом наложения. Пример рассмотрения динамики изменения ментальности приведен на рисунке 32.
Рис. 32
При этом надо иметь в виду, что каждый график по разовому тестированию отражает лишь настрой на момент тестирования. То есть, в каждом графике не надо видеть объективную картину всей ментальности, а лишь один из вариантов её состояния в определенный период времени. Поэтому для анализа динамики развития ментальности, например, за год, надо ежемесячно проходить тестирование несколько раз (3-5 раз). Затем эти данные объединять и только после этого принимать их за состояние ментальности в соответствующем месяце. Проделывая так каждый месяц, можно будет проследить картину изменения ментальности за год.
ОЦЕНКА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Наложение графиков в одних случаях способно выявить возможность хорошего взаимопонимания между людьми, а в других – наличие больших проблем взаимопонимания и достижения согласия. Это позволяет даже без очного знакомства двух индивидов друг с другом, надежно прогнозировать возможность их будущего взаимопонимания.
Бывают случаи, когда наложение графиков показывает диаметрально разные характеры ментальности. Такие люди не могут друг друга адекватно понимать. Если они вступают в сотрудничество, проблемы неправильного понимания друг друга неизбежно возникнут, особенно, если придется решать сложные задачи.
Если не принимать никаких мер, то разногласия между ними перерастут в непримиримый конфликт. Конечно, в принципе, можно принять определенные меры по предотвращению конфликтов и в таких условиях. Но гораздо легче налаживать плодотворное сотрудничество между единомышленниками, между лицами с похожей ментальностью.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРАФИКОВ
Объединение нескольких графиков производится по команде с клавиатуры. Если они принадлежат одному и тому же человеку и охватывают тестирования в какой-то небольшой период времени, то при объединении графиков ментальности можно выявлять более или менее устойчивые её элементы. Это резко повышает достоверность графиков, точность заключений, сделанных по ним.
Если же объединить графики ментальности нескольких лиц, то иногда это позволяет получить определенное представление о тех или иных групповых особенностях ментальности. Это уже аналитические выводы не об одном, а о множестве лиц. На основании подобных оценок возможно прогнозирование неуправляемого группового поведения или осуществление разработки организационных мер по своевременному предотвращению или противодействию тем или иным групповым или индивидуальным проявлениям. Впрочем, таким опытом мы пока не обладаем.
Да и объединять графики разных лиц вместе надо очень осторожно, поскольку может проявиться эффект «средней температуры по больнице», т.е. усреднение скроет много полезной информации. Этого допускать не следует. Вообще говоря, тема совместного анализа графиков ментальности групп лиц требует дальнейших исследований и разработок.
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПАРАМЕТРОВ МЕНТАЛЬНОСТИ
Надо отметить, что повторные тестирования не всегда дают близкие к предыдущим результаты. Этому имеются объективные причины. В частности, наибольшая нестабильность графиков ментальности обнаруживается у лиц с несформированной ментальностью, отсутствием четких и твердых социальных позиций, имеющих существенные колебания настроения по внутренним причинам или в качестве реакции на текущие события. Кроме того, у некоторых лиц возможно индивидуальное, непредсказуемое восприятие отдельных слов, выражений или образов пословиц, вызывающее практически непрогнозируемые реакции.
Рис. 33
Последний фактор связан с индивидуальным личным жизненным опытом, полом, возрастом, особенностями культуры, текущим настроением и т.п. Эти факторы особенно весомы, например, для молодых девушек или других лиц с повышенной эмоциональностью и возбудимостью. На рисунке 33 показана динамика ментальности 26-летней девушки за 2 года. Параметры ментальности явно не стабильны. Кривые графиков в одних и тех же позициях располагаются и выше, и ниже «поверхности воды», т.е. часто противоречат друг другу. И это отражает реальную противоречивость состояний ментальности во времени.
На рисунке 34 показаны три графика ментальности 25-летней девушки, сделанные подряд с интервалом в несколько минут. Отклонения, видимо, вызваны только различными неточностями, вероятностным характером самих ответов. Множество несовпадающих линий мешает их аналитическому восприятию.
Рис. 34
Для облегчения интерпретации эти графики можно объединить. На рисунке 35 показан объединенный (усредненный по трем тестированиям) график ментальности этой же девушки.
Такой график лучше гораздо удобнее для понимания и трактовки характеристики. Здесь хорошо и однозначно видно, что девушка развивается (диапазон 11-19 ус), имеет задел для развития и в более отдаленной перспективе ( 27-30 ус). Но ядро ментальности пока находится в зоне довольно примитивной, детской, находящейся преимущественно в диапазоне 3-10 ус. Это свидетельство ещё довольно низкой для 25-летней девушки социальной зрелости.
Рис. 35
Наибольшие проблемы в понимании характера ментальности по параметрам графиков вызывают именно девушки. У них чаще всего очень неустойчивая ментальность, подвижная форма графика. Это говорит о том, что их настрой очень мобилен и зависит от каких-то факторов, например, от эмоционального состояния. Это вполне понятно и объяснимо, ведь девушкам обычно нужна очень гибкая психическая настройка, поскольку, например, для ухода за ребенком нужна способность быстрой мобилизации психики на приспособление к изменяющимся обстоятельствам. Выражение "девичья память", возможно, во многом произошло от констатации быстрых изменений настроений девушек. Они как бы забывают, что минуту назад имели другое настроение. Ментальность - это и есть, по сути, настройка на ситуацию. Частые колебания настроения и настроя психики девушек только подтверждают сказанное. То они хохочут, то вдруг плачут, достаточно быстро переходя из одного состояния в другое.
Это несколько затрудняет надежную оценку тестом характера ментальности девушек, не позволяет за одно-два тестирования надежно определить основные деловые характеристики и особенности поведения. Помочь могут только повторные неоднократные тестирования, обобщение, анализ и усреднение данных.
У хорошо сформировавшихся людей, например, стариков, графики ментальности более стабильны. На рисунке 36 показаны графики 65-летнего мужчины по пяти тестированиям в течение 3-х лет.
Рис. 36
Разброс параметров сравнительно небольшой. И главное – кривые в одной позиции у него обычно не оказываются по разные стороны «поверхности воды», т.е. не имеют противоположных значений. Подобие формы графиков наблюдается почти у всех при повторных тестированиях через короткий промежуток времени в 5-20 минут, несмотря на то, что набор предложенных тестом пословиц не повторяется. Это свидетельствует в пользу объективности результатов тестирования и небольших изменений внутреннего настроя личности за 5-20 минут. Впрочем, внутренний настрой тестируемого, иногда может значительно измениться и за несколько минут.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ МЕНТАЛЬНОСТИ
Противоречивость ментальности обнаруживается не только при наличии множества «островов» в разных диапазонах шкалы развития. Противоречивость, непоследовательность суждений и действий может отражаться в существенных отклонениях графиков при повторных тестированиях. Когда суждения индивида больше зависят не от сути вопроса, а от настроения, то это отражается в существенных отличиях его графиков ментальности. Этим во многом и объясняется столь широко распространенные непоследовательность действий и суждений многих молодых людей. Если суждения сильно зависят от настроения – а это отражается в сильном несовпадении графиков ментальности при повторных тестированиях, то последовательности в суждениях и действиях данного субъекта ожидать не приходится.
Сферы ожидаемой непоследовательности действий можно выявить по диапазонам шкалы, в которых наблюдаются наибольшие различия в кривых графиков. Знание этой закономерности помогает оценивать сформированность ментальности и прогнозировать поведение индивида.
ОБЪЕДИНЕННЫЙ АНАЛИЗ МНОЖЕСТВА ТЕСТИРОВАНИЙ
Если индивид проходил тестирование многократно (не менее 5 раз) в течение, скажем, месяца, то можно судить о степени определенности его отношения к разным нормам сотрудничества. Для этого следует все
графики тестирования наложить друг на друга. На рисунке 37 показаны данные 9 тестирований 23-летней девушки, полученные в течение двух месяцев.
Рис. 37
Чтобы проанализировать их в более наглядном виде, можно провести две линии - одну сверху, а другую снизу - по самым крайним участкам кривых графиков. В результате получаем что-то вроде русла реки, по которому «протекают» кривые всех графиков (см. рисунок 38). Посредине «реки» проходит «фарватер» - усредненная кривая всех графиков.
Рис. 38
Эта «река» в одних местах более узкая, а в других – более широкая. Узкие участки «реки» (зеленые) образуются малым разбросом параметров графиков, т.е. здесь довольно однородное, стабильное отношение к соответствующим нормам поведения. На широких (красных) участках «русла» разброс в отношении соответствующих нормам поведения у индивида больше. Причиной этого могут быть как различия в отношениях с разными лицами, так и неустойчивость, недостаточная сформированность некоторых отношений. Скажем, к насилию индивид относится стабильно отрицательно, а авторитарные отношения в одних случаях приемлет, а в других отвергает. При многократных тестированиях это обусловит то, что в диапазоне принудительных отношений «русло реки» будет узкой, а в авторитарных – широким.
В приведенном на графике 38 примере видно, что у этой девушки хорошо сформировалось отрицательное (но не очень) восприятие авторитарных отношений. Об этом говорит узкое русло в диапазоне 18-22 ус. Явно не испытывает эта девушка и детского восприятия окружающего (3-4 ус). А вот диапазон принудительных отношений (5-17 ус) не вполне сформировался, нестабилен. К принуждению и насилию она относится неоднозначно, то положительно, а то отрицательно. Значит, и поступки её в этих отношениях будут тоже нестабильными, непредсказуемыми, зависящими от конкретных ситуаций. Нельзя назвать сформировавшейся ментальность девушки и в диапазоне договорных отношений (23-30 ус). И в целом её ментальность на сформировавшуюся явно не похожа.
Таким образом, рассмотрение величин разброса оценок на разных диапазонах шкалы при многократном тестировании может дать важную информацию о ментальности. Несколько ниже мы рассмотрим и другой способ получения выводов о ментальности по данным многократных тестирований.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Признаюсь, я довольно долго пытался получать объективные деловые характеристики с помощью одного единственного тестирования. Очень часто это вроде бы получалось. Многие поражались точностью выданных характеристик. Но оставались случаи явной неточности части характеристики. И хотя в целом достоверность можно было считать достаточно приемлемой, я продолжал работать над её повышением.
Накопленный немалый исследовательский опыт тестирования и всесторонний анализ выдаваемых деловых характеристик позволил детально разобраться с этой проблемой и найти путь получения надежно достоверных характеристик.
Объективно существуют факторы повышающие и понижающие достоверность выдаваемых характеристик. К понижающим относятся: 1) умышленное искажение ответов тестируемым, т.е. недобросовестное тестирование; 2) несформированность ментальности испытуемого; 3) гендерные и возрастные особенности психики. Говоря проще, достоверность результатов понижает любая незрелость личности и принадлежность к юному женскому возрасту.
Повышают достоверность результатов: 1) повторные тестирования через некоторые промежутки времени, т.е. тестирование при разном внутреннем настрое, дающие в целом более общую картину функционирования ментальности; 2) всесторонняя зрелость личности, сформированность ментальности; 3) добросовестное отношение к тестированию.
Удалось хорошо осознать, что всякое отдельное тестирование не следует трактовать как возможность мгновенного получения гарантированно достоверной характеристики личности. Для этого требуется несколько тестирований в течение одного-двух месяцев или хотя бы одной недели. Достаточное количество повторных тестирований зависит от динамичности изменений ментальности в каждом конкретном случае. В качестве достаточного количества повторных тестирований, обеспечивающую достоверность деловой характеристики, рекомендую пользоваться следующими ориентировочными нормативами.
Мужчинам старше 50 лет для получения, в конечном счете, объективной характеристики обычно достаточно 3-4 тестирования, мужчинам в возрасте от 31 до 50 лет требуется минимум 4-5 тестирований, юношам и школьникам 10-30 лет необходимо 5-7 тестирований. Женщинам старше 50 лет для получения объективной характеристики требуется 4-6 тестирований, женщинам в возрасте 31-50 лет - 6-7 тестирований, девушкам в возрасте 14-30 лет нужно пройти тестирование 7-10 раз, а школьницам до 14 лет, видимо, достаточно и 5 тестирований.
Обобщенные по множеству тестирований, но краткие деловые характеристики, тест выдает с ноября 2010 года не по общедоступному адресу сайта, а по адресу www.testvanieva.kz/pers , причем, только после вывода на экран «таблицы качеств», содержащей данные нескольких тестирований одного и того же человека. Это – для случаев, когда обязательно нужна высокая надежность характеристики, ради которой можно потратить время на несколько повторных тестирований, и когда пользователю доступна эта услуга теста.
Получается весьма надежная деловая характеристика. Мне не известно ни одного случая сомнительности такой обобщенной характеристики. Обычно их всегда полностью признают.
Однако, у руководителя не всегда есть время ждать несколько дней для повторных тестирований. Он в принципе может временно обойтись данными и разового тестирования. Надежность будет, конечно, немного ниже, выводы немного грубее, но полезной информации тоже окажется немало. В конце концов, всегда можно позже предложить претенденту повторное тестирование, благо, что тест доступен в любое время и из любой точки земного шара.
Кстати сказать, 5 тестирований по 5-7 минут в общей сложности составят около получаса. Не проблема – тестироваться ежедневно по одному разу в течение недели. Это не так уж и много по сравнению с ценностью получения надежной, объективной деловой характеристики, определяющей порою судьбу человека. Но желательно тестироваться в несколько разных условиях: до работы, после работы, во время рабочего дня, в начале и в конце рабочей недели. Чем разнообразнее в этом множестве тестирований окажется внутренний настрой индивида, тем лучше, объективнее и полнее будет деловая характеристика.
Конечно, не всегда есть время протестировать кого-то несколько раз. Так, например, бывает, когда сразу несколько человек приходят устраиваться на работу, которая ждать не может, и надо быстро принимать решение по выбору лучшего. В таких случаях можно предложить кандидату пройти тестирование 3 раза подряд, потратив всего минут 15. Это как временная мера часто бывает достаточным и приемлемым. Но такое тестирование должен организовывать и контролировать профессионал.
ВЫВОДЫ И ЗАМЕЧАНИЯ
Таким образом, рассматриваемый тест является очень полезным способом оценки деловых качеств и характера ментальности индивида. Автоматизированный анализ графиков ментальности и данных тестирования позволяет:
1) получать глубокое представление о текущем, внутреннем настрое индивида;
2) объективно оценивать деловой потенциал и деловые качества любого человека;
3) оценивать готовность к сотрудничеству конкретных лиц;
4) оценивать состояние и степень развития ментальности и социальную зрелость;
5) следить за её развитием во времени;
6) оценивать потенциал взаимопонимания любой пары лиц;
7) оценивать особенности ментальности группы лиц;
8) исследовать гендерные и возрастные особенности ментальности и другое;
9) использовать тест для самоанализа и саморазвития;
10) дистанционное получение надежных деловых характеристик.
Хорошее понимание формы графиков ментальности открывает новые возможности совершенствования организации, повышения эффективности управления. Сегодня руководители лишены информации, даваемой ТОД, и соответственно принимают решения вслепую, очень часто грубо ошибаясь. Но теперь такая информация вполне доступна и может использоваться любым организатором коллективной деятельности.
Человек – ведущее звено всякой хозяйственной, научной, культурной и иной деятельности. От его эффективной работы в решающей степени зависит успех дела. Поэтому очень ценно появление обширной информации об индивидуальных и коллективных особенностей ментальности. Это открывает перед руководителями огромные возможности для повышения эффективности управления. Заметим, что речь идет о любых сферах человеческой деятельности, а не только хозяйственной.
В то же время не следует рассматривать чтение графиков ментальности как панацею от всех проблем. Надо понимать пределы возможностей данного метода исследований деловых качеств. Тест, например, не может оценить, кто из тестируемых является «хорошим» человеком, а кто «плохим», кто профессионал, а кто некомпетентен, поскольку исследуется настрой ментальности на формы сотрудничества, а не личные цели и компетентность. У кого-то, возможно, высокий деловой потенциал, но направленность всех способностей очень негативная. Надо понимать, что у проходимца деловые качества могут быть выше, чем у добросовестного работника. Это же не причина для поддержки проходимца. Но наличие объективных оценок деловых качеств - всегда полезно.
Тест использует специфический, стандартный, зондирующий деловые отношения инструментарий и не рассчитан на иные цели анализа. Так, с помощью данного тестирования невозможно оценивать профессиональный (скажем, инженерный) потенциал личности, её умственные способности, индивидуальные особенности психики. Эти качества могут иметь решающее значение при подборе персонала. Действительно, ничто не может заменить работнику интеллект, квалификацию. Да и личные цели играют важную роль. Но если они не совместимы с задачами вашей организации, то никакие результаты тестирования не могут перевесить по значению этот факт.
Одна девушка, устраиваясь на работу в консалтинговую фирму, прошла тест Ваниева, показав вполне хорошие результаты как человек с хорошим исполнительским потенциалом. Можно было бы принять её на достаточно ответственную работу. Однако при собеседовании выяснилось, что она очень серьезно поглощена участием в модельным бизнесе, и всё остальное у неё подчинено планам участия в конкурсах красоты и т.п. Стало очевидным, что такое интенсивное участие в конкурсах физически не совместимо с полноценной работой в консалтинговой фирме. В приеме на работу ей мотивированно было отказано, несмотря на хороший деловой потенциал.
Использование результатов тестирования следует дополнять традиционными способами изучения поступающих на работу. Рассмотренный тест не направлен на выявление конкретных личных планов или замыслов индивида. В принципе, они могут не совмещаться с задачами вашей организации. Поэтому наряду с результатами тестирования следует использовать широко известные способы выявления профессионализма, образования, личных планов, опыта и других деловых качеств лиц, поступающих на работу. Благо, что такие способы просты, доступны и традиционны.
С помощью теста Ваниева можно очень эффективно выявлять чрезвычайно важные деловые качества личности, которые необходимо учитывать в организационно-управленческой работе, которых другие способы либо вообще не обнаруживают, либо делают это не столь быстро, полно и надежно. Рассматриваемый тест - новый, практичный инструментарий для совершенствования организационной деятельности, более обоснованного и эффективного управления персоналом.